РЖД, что это было?
Я приятно удивлён! Кажется, я нашёл чуть ли не лучший способ ездить между Москвой и Петербургом!
Что произошло?
Для своей недавней поездки в Петербург я выбрал поезд №082ВА. Это был чуть ли не единственный ночной поезд с адекватной ценой за купе и удобным мне временем прибытия. Да, за пару часов до отправления выбирать не приходится)
Ещё на этапе покупки билета я обратил внимание на странную схему вагона. Почему-то в вагоне было 8 купе (32 места) и 3 туалета у нетормозного конца. Что характерно, такой вагон имеет обычный класс обслуживания 2К и больше ничем не выделяется среди других купейных.
Кстати, на схеме, как можно видеть, я пробил дату далеко в будущем — и на маршруте всё ещё заявлены такие же вагоны. Так что, похоже, это не разовая акция и не случайность.
На платформу приехал поезд, который я раньше частенько видел на Белорусском вокзале на международных направлениях. Вопросы по поводу странной конфигурации салона тут же отпали — это, очевидно, был вагон RIC. Тот самый с крутыми интерьерами и душем в каждом вагоне. Но появились другие вопросы: как он забрёл на внутрироссийское направление?
Дальнейшее прочёсывание форумов показало, что уже почти 1,5 года подобные вагоны курсируют по различным направлениям Октябрьской железной дороги. И по паре направлений вне неё. Вот они:
4/3 Москва-С.Петербург
16/15 Москва-Мурманск
28/27 Москва-С.Петербург
81/82 С.Петербург-Белгород
102/102 Адлер-Москва
211/212 Москва-Минск
237/238 Москва-Брест
644/643 Адлер-Кисловодск
Курсивом выделены направления, неподвластные Октябрьской ЖД, а жирным — поезда, которыми можно проехать из Москвы в Петербург.
Внутри вагона
Итак, что вас ждёт, если ухватить билет в один из этих вагонов.
К сожалению, у меня было совсем немного времени подробно изучить вагон, но вот кое-какие особенности купе я всё же покажу.
Во-первых, в вагоне достаточно стильных коридор, выполненный в монотонной серой гамме. Каждое третье окно — увеличенное снизу.
Характерная особенность — двери на карточках. Возле двери каждого купе NFC-считыватель.
Само купе
Карточки для доступа лежат уже внутри купе.
Так как я сел в поезд посреди ночи, то дверь, понятное дело, было закрыта и на стук никто изнутри не реагировал. Поэтому проводник открыл дверь снаружи обычной трёхгранкой. Дверь, кстати, не отодвигается, а просто открывается вовнутрь. Так что теперь не очень понятно, насколько корректно называть такой вагон «купейным».
Что самое важно в ночном поезде? Конечно, полки. Начнём с нижней.
Так же, как и в обычных купейных вагонах, здесь нижняя полка имеет два состояния:
Сидячее (диванное) — с мягкой спинкой
И спячее, когда мягка спинка складывается ко дну, а с другой её стороны оказывается матрац.
Реально новшество — опускающийся чайный столик из середины полки в дневной конфигурации. Что-то типа такого было в купе иранского поезда.
Верхняя полка
Полезли наверх! Лестница на верхнюю полку точь-в-точь такая же, как и в двухэтажном поезде. Со всеми её своими преимуществами.
На верхней полке сразу бросается в глаза увеличенное место для хранения. Места для хранения стало гораздо больше за счёт непрерывной длинной полочки. Из старых купейных вагонов вернулись сетки и тросы для хранения вещей.
А ещё на верхней полке появилась штука, которой мне давно не хватало — подставка для чая! Её размеры аккурат вмещают стандартный РЖДшный подстаканник.
Ну и индивидуальный светильник, конечно же, на месте. Яркий, направленный, светодиодный, модный, стильный, молодёжный.
Но с верхней полки виден, наверное, единственный недостаток этих вагонов — отсутствие верхнего рундука над коридором.
Место для хранения теперь ограничено лишь пространством под нижними полками. И это пространство довольно узкое. Большинство чемоданов туда не пройдут.
Но вернёмся к верхней полке. Помимо троса для хранения вещей, так же есть и жёсткий прут для полотенца. Вешалки тоже обновили — они теперь в духе крючков на МЦК. Мне нравится идея передвижных вешалок, но сами крючки выглядят хлипкими.
Остальные штуки в купе
Стол вроде выглядит как стол.
Но под ним…да много чего под ним! Обо всё по порядку.
Да, самая заметная часть — умывальник теперь переехал прямо в купе. В санузлах они тоже остались, но не такие.
Мусорка. Теперь в каждом купе. Очевидная штука, которая давно напрашивалась. Конструкция точно такая же, как во всех европейских поездах от Португалии до Польши
Над мусоркой так же расположили открывашку, переняв опыт нашего другого европейского соседа
Ну и ещё одна важная штука — по обе стороны от столика были расположены две розетки на 230V. Да, обе работали.
Окно над столом закрывает плотная шторка на рельсах. А пространство между окном и потолком увешано различными наклейками. Да, WiFi всё так же не работает, но на коротком ночном переезде это и не так актуально. Зато кондиционер!
Температурный режим теперь свой в каждом купе. Пульт от кондиционера находится над дверью справа.
Так же над дверью: кнопка вызова проводника, регулировка громкости радио и кнопка управления светильником.
Да, со светом вот какая штука: больше нет путаницы «дневной/ночной свет». Есть один выключатель света на потолке. Он включен — светло, он выключен — темно. Альтернативный свет — только упомянутый выше ночник у каждой полки.
Кстати, чуть не забыл про саму дверь. Она полностью зеркальная, от пола до потолка.
А посреди двери — глазок.
Что ещё?
К сожалению, за кадром остался душ. Но он совсем маленький и невзрачный и на одноночном переезде его сложно оценить по достоинству.
Так что если соберётесь на поезде в Питер — охотьтесь на один из этих поездов. Как по мне, это даже удобнее самолёта.