Обзор: Fiji Airways, эконом (Boeing 737MAX + Airbus A330)

Обзор: Fiji Airways, эконом (Boeing 737MAX + Airbus A330)

Обычно читать отзывы на перелёте в экономе скучно: кресла и хрючево мало чем принципиально отличаются у разных авиакомпаний. Интерес читателя, обычно, ограничивается тем, имеется ли там это самое хрючево в принципе. Если бы я писал обзор на каждый из своих 150+ перелётов — было бы уныло. Поэтому про перелёты в экономе пишу по веским причинам. Например, если это был редкий тип воздушного судна: DHC-6 или BN-2 Islander. Или, если речь идёт о далёкой авиакомпании, про которую в рунете почти никто не писал. Именно к числу таких авиакомпаний относится Fiji Airways.

Сегодня рассказ сразу о двух перелётах: Мельбурн — Нанди на печально известном Boeing 737MAX и Нанди — Сидней на Airbus A330. Первый рейс был ночным и длился порядка 5 часов. Второй же рейс был утренним и длился 4,5 часа.

Маршруты моих перелётов на Fiji Airways

Мельбурн — Нанди (B737MAX)

Самолёт

Отвечу сразу на самый животрепещущий вопрос: перелёт был совершён в ночь с 28 февраля на 1 марта 2019 года, примерно за 1,5 недели до второй катастрофы MAX. Так что никаких мер по ограничению полётов MAX ещё не было принято. Более того, «фиджийцы» дико гордились закупкой! Бортовой журнал сообщал, что заключены 5 твёрдых контрактов на «Максы», два из которых уже месяц как летают.

Да, я летел на совсем новом самолёте, который всего пару месяцев назад сошёл с конвейера! К сожалению, узнал я об этом уже после полёта, так что не испытывал особого трепета перед махиной, которая меня везла.

Более того, в Суве был обнаружен билборд с рекламой Fiji Airways. На нём был изображён всё тот же Boeing 737MAX. Короче, у аборигенов были большие планы на эту птичку…

А вот ливреи у Fiji Airways — просто загляденье. Внутри красивого самолёта даже как-то приятнее лететь.

Регистрация

Регистрация в Мельбурне началась за 3 часа до вылета, и к моменту начала регистрации в очереди уже скопилось порядка двух десятков человек.

О моём опыте регистрации в приоритетной очереди я уже писал ранее. Поэтому просто напомню, какая очередь скопилась за 10 минут до начала регистрации:

В Мельбурне фиджийцам выделили всего 4 стойки. Процесс достаточно медленный, потому что тут вам не Европа, и у каждого пассажира проверяют визу или право безвизового въезда.

Но есть и приятные моменты: агенты регистрации даже во второстепенных аэропортах носят фирменную форму с цветочком в причёске! А на стойку приоритетной регистрации не поленились даже притащить букет местных фиджийских цветов. Уровень!

Организация посадки у Fiji Airways

Посадка началась в строго обозначенное время. Для 40-рядного самолёта в конфигурации эконома 3-3 был выделен один телетрап, что могло привести к хаосу.

Благо, фиджийцы взяли на вооружение схему посадки по группам:

В первую очередь идут пассажиры бизнес-класса, статусные участники oneworld со статусом выше Sapphire (включительно) и пассажиры с детьми.

Остальные же пассажиры эконом-класса делятся на 4 группы, и каждая группа проходит на посадку в своё время. Сначала — пассажиры в хвостовой части. В последнюю очередь — пассажиры первых рядов эконома. Такая схема позволяет минимизировать заторы во время размещения чемоданов на багажных полках и часто применяется, например, при полётах по США.

Сервис на борту Fiji Airways

На борту в первую очередь встречаешь стюардесс со цветками в причёске. Во вторую — невероятно чёткий для бортовой IFE дисплей.

В этом плане MAX оказался очень даже хорош

К IFE полагались одноразовые наушники стандартного для эконома качества.

А вот разъём для наушников в IFE был стандартным двухштырьковым. Видимо, «Боинг» решил не усложнять авиакомпаниям жизнь и не отходить от мирового стандарта.

Помимо слота для наушников, в IFE так же присутствовал USB-порт для зарядки. И да, он работал.

Следующий важный для авиакомпании тест — это доступ к воде. Я стараюсь просить у бортпроводниц воду до окончания посадки. Потому что дегидратация — реальная угроза в полёте. В Fiji Airways мою просьбу о воде во время посадки выполнили на ура: принесли не просто стакан, а маленькой бутылочку брендированной фиджийской воды.

Именно в таком формате вода уже ждёт пассажиров бизнес-класса на их местах во время посадки.

Сразу после взлёта пассажирам раздали миграционные карты. Кажется, к тому моменту я уже стабильно заполнял по одной миграционной карте в день и это начинало немного бесить.

Питание на ночном рейсе Fiji Airways

Ну а через полчаса после взлёта появилось то, ради чего мы все здесь собрались — кормёжка. На ночном рейсе фиджийцы кормят только небольшим горячим пирожком с сыром и шпинатом.

Да, не очень обильно, но разумно для короткого и ночного перелёта. Смысл кормить всех полноценным горячим, если половина самолёта всё равно пойдёт спать?

Но я бы на месте авиакомпании всё же дал бы выбор пассажиру между экспресс-ужином и полноценным. Хотя, я, конечно, многого хочу от эконома Fiji Airways. Или нет? Мой сосед, разговорчивый житель Самоа, что летел домой с пересадкой в Нанди, заказал спецпитание. И оно было полноценным! С железными приборами, симпатичным фруктовым салатом…Может, полноценное доступно по предзаказу и он такой прошаренный?

Во время основного обслуживания разливали всё ту же фирменную воду, но уже в стаканчики. Выбор напитков — очень добротный и характерный для какой-нибудь четырёхзвёхдочной full-service авиакомпании: несколько видов соков и газировок, чай, кофе, местное пиво и среднее австралийское вино.

Всё, теперь пора поспать пару часиков.

Завершение полёта

Проснулся я от плавного изменения цвета подсветки в салоне. Опять же, в плане user experience 737MAX оказался очень неплох. В этот момент мы уже снижались над курортными островами к западу от Нанди.

В 06:14 мы приземлились в аэропорту NAN, и 737MAX причалил к куче других симпатичных фиджийских самолётов

Ни один из самолётов фиджийцев (за ислкючением региональных турбопропов) не стоял на отдалённой стоянке: каждому был подан телетрап. Наш — не исключение.

Сам аэропорт Нанди произвёл очень приятное впечатление: очередь на паспортный контроль развлекал аборигенский бойзбенд с укулеле.

Уже за паспортным контролем, на пути в зону выдачи багажа, гигантский экран показывал, какие же классные эти Фиджи. Например, похожий экран встречает пассажиров и в Дохе.

Затем фитосанитарный контроль — и я в грязной зоне аэропорта Нанди. Тут у меня 3-часовая пересадка в ожидании следующего перелёта в Суву.

Нанди — Сидней (Airbus A330)

Регистрация на рейсы Fiji Airways в Нанди

Как и при описании предыдущего перелёта, процесс регистрации опущу. Отмечу лишь то, что в домашнем аэропорту процесс отлажен гораздо лучше, а очереди короче. Но это нормально для хаба: ведь стоек и сотрудников больше. А ещё в NAN прекрасная и грамотная зона регистрации приоритетных пассажиров. Одно удовольствие!

Посадка

Что касается посадки в Нанди, то…буду вынужден пропустить эту часть, поскольку мне удалось проскочить в приоритетную очередь.

Отмечу лишь, что обычная очередь была достаточно большая и разделения на группы уже не наблюдалось

Уже за гейтом, на мостике по пути к самолёту происходило странное действо: у пассажиров обыскивали ручную кладь и убирали в багаж покупки из Duty Free.

Что это могло быть? Радикальная борьба с пьянством на борту? Или соблюдение странных австралийских законов?

Да, кстати, как можно видеть, путь от двери гейта до самого самолёта в Нанди проходит по таким открытым галереям. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Зато хорошо видно припаркованный самолёт.

А ещё приоритетная посадка помогла побыстрее занять место в салоне и задокументировать пустую кабину

Салон в A330 у Fiji Airways

Как адекватная клиентоориентированная авиакомпания, Fiji Airways скомпоновали свои А330 в экономе в конфигурации 2-4-2.

Предварительный выбор мест платный, в первой мини-кабине эконома (ряда 5-7) — особенно платный. Во время онлайн регистрации для бесплатного выбора открываются места из большой кабины, и я выбрал себе ближайшее к носу бесплатное место 10А. Как же я угадал со стороной!

Салон выполнен в ненавязчивом светло-сером свете. Расстояния для ног достаточно. По данным того же seatguru, оно составляет 32 дюйма для стандартного кресла. Очень недурно, с учётом того, что в Европе уже становится стандартом питч в 29 дюймов!

Подушка характерна для full-service авиакомпании. Отдельное спасибо Fiji Airways за отказ от потеющих кожаных кресел. На курортных маршрутах — только в тканевой обивке.

Столик — достаточно просторный

И двухсегментный. Это очень удобно.

Кстати, фотография выше показывает, что на этом перелёте фиджийцы потеряли очки: предполётную воду принесли просто в стаканчике. Это общепринятая практика, но по сравнению с сервисом на прошлом перелёте — даунгрейд.

IFE в Fiji Airways

Приоритетная посадка — это весело, но обычно, за тобой в очереди ещё три сотни паксов. И всех их надо ждать 🙁

А перед взлётом лучше всего скоротать время за исследованием системы развлечений (in-flight entertainment или просто IFE). Как театр начинается с вешалки — IFE c наушников. Это всё те же одноразовые накладные уши поганого качества

А330 — не такая новая птичка, как 737MAX, так что IFE здесь чуть более уставшая. Это выражается и в размере, и в разрешении и в контрастности экрана.

Тем не менее, это далеко не худший вариант IFE, что сейчас ставят в самолёты.

Карта хоть и ненастраиваемая (просто чередуются ракурсы в разном машстабе), но достаточно подробная и приятная.

Помимо карты, в IFE был неплохой выбор фильмов, более-менее современной музыки и пара игр. Мультики вынесли в отдельную категорию.

Помимо резистивного сенсорного экрана, управлять системой можно было и через стандартный пульт.

В основном, я развлекал себя фильмом Crazy rich asians про Сингапур, куда я направлялся несколько дней спустя.

Ах да, чуть не забыл про такую немаловажную штуку: розетки: у каждого кресла по 2 штуки: 1 USB и 1 сетевая на 110 вольт.

За 20 минут кабина заполнилась, и мы начали движение по перрону мимо других симпатичных фиджийских самолётов.

На удивление, улетать с Фиджи оказалось, приятнее, чем прилетать.

Пока, Фиджи! Было норм.

Еда

Наверняка описание предыдущего полёта вызвало интерес: а какое же нормальное горячее питание на не-ночном рейсе?

Разочарую. По причинам, описанным в одном из предыдущих постов, летел я утренним рейсом, а значит пассажирам предлагался завтрак. Завтраки в самолёте — обычно, достаточно унылое зрелище. Fiji Airways не стали исключением и подали тёплый классический британский завтрак в одной касалетке, состоящий из трёх хэшбраунов, сосиски, бобов и скрэмбла. К горяему так же полагались масло, булочка и #двепеченьки*. Так вот, не поймите меня неправильно: это было умеренно-вкусно. Сосиска качества выше среднего, и скрембл совсем не синтетический. Разве что хэшбрауны были мелкие и состоялии из одной корочки. Но просто точно такой же завтрак предлагается в лаунже. Точно такой же завтрак на Фиджи подают почти везде. У команды кейтеринга Fiji Airways отлично получилось воссоздать атмосферу страны…но взяв один из самых бесячих её аспектов.

*локальный мем паблика «Бортовое питание»

Вообще, ровно до этого момента был готов писать в Skytrax’овский обком и требовать дать Fiji Airways все пять звёзд. Но обратный перелёт резко пошатнул эту авиакомпанию в моих глазах. Вслед за едой бортпроводницы разносили друг за другом напитки: одна горячие, а другая — холодные. И та, что разносила холодные просто как танк шла по салону, почти не обращая внимания на пассажиров!

Мне это было не принципиально, но осадочек остался. В итоге, #двепеченьки я запивал кофе с молоком. Вот кстати, приятная деталь: кофе в молоке настоящий, «жидкий», и наливают его из небольшого железного кувшина. Вроде мелочь, но из таких деталей формируется впечатление.

Ах да, булочка была так себе. А в остальном — вполне достойный завтрак. Получше, чем в среднем по Европе для рейсов такой продолжительности.

Но как я уже говорил, сервис на обратном пути хромал. В конце завтрака у меня буквально молча вырвали из рук поднос с остатками трапезы. Спасибо хоть без вездесущего «Bula«.

Завершение полёта

Поскольку рейс направлялся в Австралию, он имел пару особенностей. Во-первых, пассажирам раздали миграционно-таможенные карты.

А во-вторых, в начале снижения показали достаточно информативный ролик о том, как эти карты заполнять и вообще, правильно входить в хату въезжать в Австралию.

Если вдруг кому интересно, вот он:

https://www.youtube.com/watch?v=-fXC2NPgD-w

После знакомства с таможенными правилами, появилась и сама Австралия: борт сделал круг прямо над центром Сиднея, с видом на Оперу, Харбор-Бридж и Central Business District.

В аэропорту Сиднея фиджийцы, ожидаемо, заказывают гейт с телетрапом. За что им честь и хвала.

После остановки самолёта IFE перешла в режим благодарности за полёт.

На этом рейс завершён. Впереди у меня 2,5 дня Сиднея, и я собираюсь их использовать по-полной.

Итог

Fiji Airways произвели на меня смешанное впечатление. Это определённо хорошая полносервисная авиакомпания, которая явно взяла курс на четыре звезды по Skytrax, и поначалу я даже подумал, что они этого заслуживают. Но отдельные аборигены в crew сводят эти старания на нет 🙂

Тем не менее, фиджийцы метят в oneworld и уже являются доминирующей авиакомпанией в Южнотихоокеанском регионе, так что, я думаю, хуже дальше точно не будет. По крайне мере, цены они заряжают далеко не-лоукостовые.