С Ольхона в Улан-Удэ на L-410 авиакомпании СиЛА

С Ольхона в Улан-Удэ на L-410 авиакомпании СиЛА

СиЛА (Сибирская Лёгкая Авиация) — авиакомпания особенная. В их флоте — только крохотные Ан-28 и Let L-410 Turbolet. Они связывают рейсами такие глухие места Сибири, что топонимы можно счесть выдуманными. В их географии полётов Новый Васюган, Кош-Агач, Каргасок, Сусуман, Омсукчан и ещё десяток аэродромов разной степени удалённости от цивилизации.

Здесь я вам расскажу о том, как прошёл полёт из Хужира на острове Ольхон на Байкале в Улан-Удэ. Ну и о самом аэродроме Хужира: там всё ооочень необычно по сравнению с привычными аэропортами.

Бронирование билетов авиакомпании СиЛА

Покупка и бронирование билетов — неотъемлемая часть сурового экспириенса полётов этой а/к. СиЛА не выгружает свои билеты в GDS. Билеты по некоторым направлениям между относительно крупными аэропортами можно купить в агрегаторах. Например, из Иркутска в Усть-Илимск. Оба эти аэропорта имеют код IATA, так что билеты находятся.

Но аэропорт Хужира такого кода не имеет. Так что надо идти другим путём.

На своём сайте, в обход GDS СиЛА билеты тоже не продаёт, но…их сайт всё равно достоин посещения.

Там всё в лучших традициях Веб 1.0: гифки, музыка, вырвиглаз.

На сайте, конечно, есть кнопка «Забронировать билет». Ой, то есть, «ЗАБРОНИРОВАТЬ БИЛЕТ«. Только вот при нажатии на неё будет не форма бронирования, а контактные данные технолога авиакомпании!

СиЛА: бронирование билета

Да-да, на дворе 2020-й год, а сделать всё полностью онлайн ещё нельзя. Поэтому подбор дат может стать очень увлекательным занятием.

Изначально я планировал лететь из Улан-Удэ в Хужир, но билетов не оказалось. Затем я сделал вторую попытку и уточнил наличие мест на рейс Хужир — Улан-Удэ, но уже по почте. В ответном e-mail технолог порекомендовал перезвонить через 3 дня: возможно, самолёт с этого рейса встанет на ТО и все рейсы на нужную мне неделю отменят. Ух мне уже начинает нравиться, насколько это непохоже на все остальные авиакомпании!

Но самое интересное началось после того самого уточняющего звонка спустя 3 дня. Технолог подтвердила, что самолёт пока полетает и можно купить билеты на нужный мне рейс. Для этого, ей в личный WhatsApp (!) надо было скинуть:

  1. Фотографию первой страницы паспорта пассажира
  2. Контактный e-mail
  3. И продублировать интересующий рейс и дату

Затем, она на основе этих данных выписывает через Sirena проект билета и скидывает на почту. Проект билета надо проверить, и если всё верно — оплатить переводом на личный Сбер технолога!

ААААА! Я авиабилет покупаю или крафтовые безделушки у какой-то феечки в Инстаграме?

После оплаты на почту приходит билет. Всё, бронирование завершено! В билете есть даже PNR, но проверить его на сайте никак нельзя.

Электронный билет авиакомпании СиЛА
Электронный билет авиакомпании СиЛА

Но справедливости ради скажу, что настоящий фискальный кассовый чек всё же выписали. И скинули на e-mail вечером того же дня. Так что если вы из налоговой — тут всё чисто, проходите мимо.


Ах да, ещё в некоторых городах Сибири за билетом можно ножками прийти в кассу. Оставим это упражнение под звёздочкой для истинных ценителей ретро.

Аэродром Хужира и регистрация на рейс

Я ни разу не пожалел о спонтанной смене направления полёта, потому что аэропорт Хужира оставил чуть ли не большее впечатление, чем сам перелёт! Сам аэродром — это буквально огороженное поле с грунтовой полосой да два деревенских домика.

Аэропорт Хужира

Кстати, ни на одной из известных мне карт (даже в maps.me) не было точно отмечено здание терминала. Так что держите:

Один из этих домиков — просто склад хлама и поверхность для вывески. Другой, вглуби двора, — «терминал».

Терминал аэропорта Хужира

Если быть точнее, то терминал здесь — только правая половина дома. В левой живёт диспетчер. Так повелось ещё с открытия аэропорта. Кстати, судьба у аэродрома очень интересная:

Аэропорт Хужира выжил чудом, благодаря одному человеку — Владимиру Иннокентьевичу Прокопьеву. Он 20 лет с 1976 года был начальником и диспетчером активного в тот момент аэропорта. Но в 1996 году начался длительный перерыв в работе аэропорта, которому не было видно конца и края. Несмотря ни на что, Прокопьев ещё 30 лет поддерживал аэродром в рабочем состоянии. Сигнальное оборудование, навигационное оборудование, радио, состояние полосы — всё это регулярно проверялось и поддерживалось в приличном виде около 30 лет, несмотря на отсутствие регулярных рейсов! И не зря, СиЛА вернула в Хужир регулярные рейсы. Более подробно и точно об истории аэропорта можно почитать здесь. А здесь больше фотографий того, как выглядел аэропорт за год до возобновления регулярных рейсов.

Сегодня роль хранителя аэродрома выполняет Макс. Он сразу и диспетчер, и смотритель. Как и Прокопьев, он здесь и работает, и живёт. Рекомендую приходить в аэродром Хужира часа за 2-3 до вылета. Баек Макса о странных пассажирах и о жизни провинциального аэропорта хватит на всё это время!

Макс (слева) и Серёга в ожидании прибывающего рейса

Помимо Макса на аэродроме работают Серёга и Александр Александрович. Последний встречает тебя, как только ты открываешь деревянную калитку двора в аэропорт и приглашает тебя «оформиться». Так здесь называют регистрацию.

Вход в аэропорт

Регистрация на рейс СиЛА в аэропорту Хужира

«Зал регистрации» — это просто комната в деревянном доме. «Оформление», то есть, регистрация происходит совсем не так, как мы привыкли. Никакого компьютера, никакой багажной ленты.

Зал ожидания аэропорта Хужир

Александр Александрович просто достаёт из кармана стопку заполненных от руки корешков посадочных талонов и вручает тебе твой экземпляр.

Посадочный талон авиакомпании СиЛА
Посадочный талон авиакомпании СиЛА

Тут же взвешивают весь багаж. Бесплатно с собой можно взять 10 кг багажа, а если единица багажа легче 5 кг, то её можно взять в ручную кладь. Любое превышение 10 кг оплачивается отдельно.

Ну и самая приятная часть регистрации — можно взять бортовой журнал и календарики. Бортовой журнал, кстати, доступен на сайте. Полистайте, он такой же умилительный, как и вся авиакомпания.

Регистрация заняла совсем немного времени,

Незадолго до моего прибытия в аэропорт, тут приземлился экскурсионный Як-12. Макс говорит, что именно этот Як-12 принадлежал маршалу Рокоссовскому, и гнали его аж из Польши. Не ручаюсь за достоверность, но так уважаемый человек сказал.

Як-12, припаркованный в Хужире

Як-12 был припаркован практически у гейта. Его владелец проводил последние послеполётные процедуры и готовил самолёт к длительной стоянке. Увидев заинтересованность в редкой птичке, Макс сам предложил выйти на перрон и посмотреть на самолёт поближе. Более того, владелец разрешил посидеть в кабине! Такое возможно только в мелких аэропортах вроде Хужира!

В кабине Як-12

После фотосессии с Як-12 я ещё какое-то время шатался по двору аэропорта. Пока прибывающий из Улан-Удэ рейс не запросил посадку по рации. Александр Александрович отправился на поле встречать борт.

Предполётные формальности в аэропорту Хужира

Подняв столб пыли, на грунтовую полосу UIIH (ICAO-код Хужира) сел ожидаемый L-410. На неровностях полосы самолёт заметно шатало, и казалось, что крылом он вот-вот заденет грунт.

Приземление L-410 в аэропорту Хужира

Странно, вроде они здесь не в первый раз садятся, знакомый аэродром, ветра нет, и в прошлый раз мягко сели

— заметил Макс.

Но посадка прошла штатно. Борт припарковался на указанном месте, заглушил двигатели и освободил своих пассажиров. Немало было и тех, кто предпочёл задержаться на поле и пофоткаться — здесь к этому относятся нормально.

С прибытием рейса в аэропорту закипела жизнь. Техник и помощник пилота с прибывшего рейса курили с пассажирами, встречающие помогали принимать сумки, а улетающие старались не потеряться в этом хаосе.

Посадка на L-410 СиЛЫ

Когда толпа более-менее рассосалась, работники авикомпании посовещались, пересчитали пассажиров и решили вылетать пораньше. Ну а чего ждать, раз все готовы? Вот так просто, рейс можно перенести пораньше, потому что в итоге все уже собрались!

Но какой российский аэропорт без театра безопасности? ФАПы предписывают всех досмотреть. Интроскопа, конечно, здесь нет: все сумки всех пассажиров просто по очереди подносят к ручному металлодетектору. Он, разумеется, иногда пищит, но быстрые разъяснения типа «здесь ноутбук, а здесь железная посуда» снимают все вопросы.

Досмотр в аэропорту Хужира

Багаж все тащат до самолёта сами, но некоторые сумки всё же неподъёмные. Тогда в дело вступает суровая аэропортовая тачка на советских номерах!

И в 20:34 (вместо 20:50 по расписанию) калитку на лётное поле открыли. Ни посадочные, ни паспорта на входе не спрашивают: всех уже узнают в лицо. Посадочные тут — вообще формальность.

После калитки метров 100 до самолёта надо идти по полю пешком.

Места для парковки на аэродроме Хужира — это рифлёные железные листы. Так что самолёты не стоят на грунте.

В L410 посадка проходит примерно как в DHC-6 Twin Otter: через откидной трап ближе к хвосту самолёта. Только багаж по мере возможности пассажиры сами несли с собой до трапа. Грузовой отсек в L410 находится в хвосте, но багаж нужно складывать из салона: по правую сторону от трапа находится сам багажный отсек и гардероб с вешалками. Размещать багаж в хвостовом отсеке помогает один из членов экипажа.

На борту авиакомпании СиЛА

Салон L-410

Сам самолёт был сконфигурирован по схеме 2+1: шесть двухместных скамеек и 5 одноместных кресел. Всего 17 мест.

СиЛА L410 компоновка салона схема мест
Схема мест в Let L-410

Я во время рассадки выбрал себе место 2C. По правому борту должен был быть закат над Байкалом, и ради него я был готов пожертвовать прямым доступом к проходу.

Салон L-410 авиакомпании СиЛА

Мой рюкзак размеров стандартного cabin size проходил под впереди стоящее кресло всего наполовину. Кармашки у кресел есть, но они пусты: там нет ни бортового журнала, ни даже инструкций по безопасности полёта.

Над каждым креслом есть по индивидуальному вентилятору и по кнопке вызова экипажа

Иллюминаторы в L-410 довольно крупные, но на всех рядах, кроме последнего, крыло и двигатель сильно мешают обзору. А ещё конкретно у СиЛЫ иллюминаторы довольно грязные :\

Зато какие колоритные шторки! Открывать и закрывать их было одно удовольствие.

Иллюминатор L-410

В отличие от DHC-6 Twin Otter, кабина пилотов отделена от салона стеной. Пилоты заходят на свои места по бокам от это стены. Так что приборы мне сегодня не увидеть.

Зато на этой стенке есть инструкции по безопасности полётов. Но ни один пассажир с ними не ознакомился. Да никто и не читал никакого инструктажа. Более того, за весь полёт не прозвучало вообще ни одного объявления! Странные дела, впервые с таким сталкиваюсь. Даже перед полётом на 8-местном Бриттан-Нормане провели формальный инструктаж.

Ещё бросилось в глаза обилие персонала на один рейс: на 10 пассажиров приходилось 4 члена экипажа: командир, помощник командира, техник и грузчик (?). Грузчик помогал укладывать вещи в хвост и занимал место в хвосте самолёта. Техник же сидел прямо за командиром на месте 1A и лишь на минуту заглядывал в кабину после взлёта и перед приземлением.

Техник на нашем рейсе

Разбег по грунтовой полосе, в принципе, мало чем отличался от разбега по покрытой полосе. Да и сам взлёт прошёл на удивление ровно для такого лёгкого борта.

Виды в окошко с:

А сразу после взлёта началась самая дешёвая авиаэкскурсия над Байкалом, Ольхоном и лесами Бурятии.

По правому борту у нас Харанцы и Малое Море, западный берег Ольхона.

Весь Хужир как на ладони: с его песчаными дюнами, странными деревьями и Шаманкой.

Через 5 минут после взлёта показался и восточный берег Байкала

Который вскоре сменился видами на реку Селенгу. Это уже Бурятия

Увы, окна довольно грязные. Но это всё равно надо видеть своими глазами, никакие фотографии не передадут видов над Байкалом!

Над Ольхоном летели где-то на эшелоне в 1 км, а над Бурятией — 4 км. Выше уровня в 4 км борт не поднимался.

Во время снижения по другому, левому, борту был виден сам Улан-Удэ. Но я не особо расстраиваюсь: виды по моему борту наверняка были лучше! А на Улан-Удэ ещё посмотрю.

Мы приступаем к снижению

Через 35 минут после взлёта по правому борту показалась полоса UUD, куда наш L-410 благополучно приземлился.

Но вместо основного терминала борт припарковался у старого терминала аэропорта: нерабочего, но более нарядного.

Старый терминал аэропорта Улан-Удэ

Я уж подумал, что сейчас повезёт заценить интерьеры старого терминала…но нет. Он закрыт с концами. За пассажирами приехал микроавтобус, и нас всех быстренько увезли в новый терминал.

Дальше — небольшие формальности, связанные с анкетированием прибывающих (сами понимаете, какое время). И всё, теперь полёт окончательно завершён. Спасибо, что дождались и дочитали!

За помощь в подготовке поста и часть фотографий благодарю моего второго пилота Александра. И на него подпишитесь.