Актуальные направления Azul Conecta

Актуальные направления Azul Conecta

Около года назад я прочитал у одного блоггера про Azul Conecta — региональную авиакомпанию в Бразилии. Это дочка Azul, которая связывает отдалённые города и посёлки на девятиместных Cessna-208. Я давний фанат маленьких самолётов, так что не мог пропустить эту возможность, планируя заехать в Бразилию! Проблема лишь в том, что рейсы сезонные, и направления постоянно меняются. Сама Azul Conecta выкладывает на сайт только неактуальный список аэропортов, но не маршруты. Маршруты же, приведённые в исходной статье, более не бронировались.

Поэтому я озадачился поиском самых интересных маршрутов под своё путешествие. И вот что получилось.

Как получить список направлений определённого типа борта

Сначала мне предстояло разузнать, летает ли вообще в этом сезоне Azul Conecta. Как я говорил, ни одно из приведённых направлений в заметке Игоря уже не обслуживалось. Поэтому у меня возникли резонные сомнения: а не свернулся ли аттракцион? Беглое гугление показало новость, что Azul Conecta в этом году получила себе во флот две новых «Цессны». Значит, ещё летают! Но куда? К счастью, в новости засветились бортовые номера новых птичек. А птички, в свою очередь, успели засветиться на Flightradar. Это хорошая новость: ведь если Azul оснащает Cessna транспондерами, то я смогу получить все их бортовые номера.

Так и получилось: на Flightradar во флоте Azul числятся 19 Cessna Caravan-208. Ровно столько бортов у них и по данным википедии. А значит, Flightradar — надёжный и полный источник для моей миссии.

Алгоритм получения списка направлений

Дальше логика проста. Чтобы получить список всех направлений, надо зайти в историю полётов. Без подписки Flightradar позволяет смотреть лишь историю за неделю. Но этого достаточно: ведь обычно расписания в гражданской авиации составляются по неделям.

Лог одного борта Azul Conecta

Затем надо аккуратно выписать список всех маршрутов и найти среди них уникальные. Потом нанести их на карту. Это может звучать просто, если бортов немного и они выполняют мало рейсов. Однако, Azul Conecta выполняет короткие рейсы, и за неделю борт может совершить до 40 перелётов. Тут я вам должен рассказать об одной фишке, которая уже не раз упрощала мне жизнь. Google Sheets умеет парсить html-таблицы. Так что историю полётов каждого борта можно просто копипастить в гуглдок. Что я и сделал: собрал в одной табличке все маршруты всех Цессн за одну февральскую неделю. Получилось порядка 450 записей.

Сырой список направлений Azul Conecta

Теперь надо извлечь коды аэропортов. Для этого экспортируем Гугл-таблицу в .csv, загоняем в Pandas. В пандасе извлекаем столбцы с аэропортами и фильтруем строки так, чтобы оставались только трёхзначные коды аэропортов. По пути не забываем удалять пропуски: некоторые борты во время перегонов не передавали транспордерам коды аэропортов. И напоследок объединяем два столбца символом «-«. Сериализуем всё в строку, разделённую запятой и вуаля…

Собственно, список направлений Azul Conecta

…получаем строку, которую можно вогнать в gcmap.

Только вот одна проблема. Некоторые бразильские аэропорты настолько…кхм…ебеня, что gcmap не может их корректно распознать. Поэтому коды некоторых аэропортов в получившейся строке пришлось заменить с трёхбуквенного ИАТА-кода на четырёхбуквенный ИКАО-код.

Я так и не нашёл однозначной базы-словаря для сопоставления кодов по номенклатуре ИАТА и ИКАО. Поэтому пришлось проворачивать это вручную. Если кто-то имеет понятие, где взять этот список — дайте знать в комментариях!

Итак, вот как выглядит карта маршрутов Azur Conecta, актуальная на февраль 2022:

Azul Conecta: карта маршрутов, актуальная на весну 2022

Сразу можно заметить, что в карте три кластера: Амазонский, Центральный и Южный. Для более тщательного рассмотрения имеет смысл рассматривать карты маршрутов по отдельным кластерам. Я не разбирал маршрутный лист на части, но дальше по тексту есть исходник

К сожалению, Azul Conecta больше не летает вдоль побережья. С другой стороны, есть немало вариантов полётов над джунглями Амазонки. Обычно, авиаэкскурсии по тем местам стоят раз в 20 дороже, чем тарифы Азула. Так что авантюра точно того стоила.

Именно один из таких вариантов над Амазонкой я и забронировал себе под грядущую поездку.

Сырые данные о направлениях Azul Conecta

Если хотите изучить список детальнее, то вот исходная строка:

QDV-CWB,CWB-QDV,QDV-QDV,QDV-POA,POA-ALQ,ALQ-POA,POA-BGX,BGX-POA,ERM-POA,POA-URG,SSBC-POA,POA-SRA,SRA-POA,POA-SNEE,SNEE-POA,SSCN-POA,POA-ERM,POA-SSSC,POA-POA,SSSC-POA,POA-SSBC,BEL-BVS,BVS-BEL,BEL-TUR,TUR-BEL,BEL-STM,STM-MAO,MAO-MBZ,MBZ-MAO,MAO-CIZ,CIZ-LBR,LBR-MAO,CIZ-MAO,CWB-FBE,FBE-CWB,CWB-TEC,TEC-CWB,CWB-SSCT,SSCT-CWB,CWB-UMU,UMU-CWB,CWB-CKO,CKO-CWB,CBW-CWB,BEL-MEU,MEU-BEL,BEL-SNEB,SNEB-BEL,BEL-BEL,STM-ITB,ITB-SNRJ,AIR-JIA,JIA-CGB,CGB-BPG,BPG-CGB,CGB-SWTS,SWTS-JIA,JIA-AIR,CGB-GGB,SXO-GGB,GGB-CGB,CGB-JIA,AIR-CGB,POA-CWB,APX-CWB,CWB-MGF,CWB-CWB,CWB-APU,APU-CWB,CWB-APX,SNHS-REC,REC-SNHS,SWIX-REC,REC-CAU,CAU-REC,REC-SWIX,STM-BEL,MAO-STM,ORX-OBI,OBI-MTE,MTE-STM,SNRJ-TMT,TMT-ORX,ITB-TMT,PLU-QDV,QDV-PLU,CWB-CBW

Но подчеркну: это список направлений актуален на одну неделю в феврале 2022. Возможно, со временем придётся его обновить. И я уже рассказал, как

Что дальше?

Вот у нас есть список маршрутов, актуальный на зиму/весну-2022. Лично я для себя даже нашёл хороший рейс, который в итоге и добавил в свою поездку. Но ведь направления постоянно меняются. Неужели придётся всё время копипастить таблички?

Чтобы избавиться от этого, я планирую автоматизировать решение. Сейчас я пишу скрипт, который для заданных авиакомпании и типа борта генерит аналогичные строки, читаемые gcmap’ом. Ядро, которое преобразует список в читаемую строку, уже готово. Парсер для возвращаемого флайдтрадаром html’a тоже есть. Осталось только аккуратно всё это упаковать в Django, порефакторить и развернуть.

В перспективе, это будет полезный инструмент не только для охотой за цесснами Azul Connecta. Через него можно будет следить за новыми и редкими бортами других авиакомпаний: например, за А350 Аэрофлота или Эмбраерами S7.

Не знаю, когда я поборю свою лень и покажу этот инструмент. Имеет смысл подписаться на меня (VK, Instagram), чтобы не пропустить этот момент! И конечно, вскоре я расскажу, как вообще прошёл этот перелёт и как он вписался в маршрут.