Паромы по Амазонке: мини-гайд и личный опыт
В своей последней поездке по Южной Америке мне повезло испытать уникальный экспириенс. Этот экспириенс — поездка на обычном пассажирском теплоходе по Амазонке.
Это не просто паромная переправа. Поездка на теплоходе по Амазонке — это отдельная жизнь с особым бытом на борту. Более того, только с борта теплохода можно увидеть жизнь небольших деревень на берегу, для которых Амазонка — это буквально всё и даже чуть больше.
На борту предстоит спать в гамаке, часами вглядываться на непроходимые джунгли Амазонки и всё это — практически в полной изоляции от Большой Земли.
Сначала я расскажу об общих деталях, которые полезны, чтобы спланировать такой же вояж. А потом поделюсь собственным опытом поездки на борту парома F/B Rainha Esther из Манауса в Тефе.
Интересно? Тогда рассказываю, как туда попасть и чего ожидать от такой поездки!
Планирование
Отправная точка всех амазонских паромов — порт города Манаус.
Это очень глубоко в центре Бразилии, лететь сюда из Сан-Паулу надо 4 часа. Чтобы добраться в Манаус, я потратил мили S7 на LATAM. Порт находится прямо в центре Манауса, город фактически из него вырос. Но порт — это не вокзал, где можно сразу посмотреть расписание на все дни, на сайте порта нет расписания. Порт только обеспечивает посадку/высадку и сбор денег с пассажиров. Вообще, у амазонских паромов нет какого-то централизованного расписания или стандарта качества. Каждый паром — это отдельное предприятие.
Централизованное расписание и тарифы мне удалось найти только на одном стороннем сайте. Разумеется, на португальском. Но даже найдя нужное себе направление, надо загуглить название парома, найти его страничку на фейсбуке и там уточнить расписание рейсов. Да, и разумеется, это всё работает только для отправлений ИЗ Манауса. Отправление в другую сторону зависит от того, насколько задержится лодка по прямому пути.
Бронирование
Я нашёл пару сайтов, где можно забронировать билет на паром по Амазонке заранее. Эти сайты:
Цены на них и расписание на них такие же, как и в листе тарифов с сайта. Однако, на последнем этапе этот сайты просят бразильский номер телефона. Так что я забил на покупку онлайн и решил купить билет на паром уже в кассе порта перед отправлением. Заодно заполучил бы себе бумажный билетик.
Мой рейс планировался в 12:00, и в 10:00 того же дня я без проблем купил билет в кассе. Касса в порту одна на все направления. Оплатить картой можно. На английском почти не говорят даже в порту, так что минимум фраз для покупки билета на португальском всё же следует выучить. Вдобавок к билету нужно оплатить и портовый сбор — R$5. Но была и приятная неожиданность: почему-то билет в кассе стоил мне аж на треть дешевле, чем было указано в тарифах: R$110 вместо R$160. Я так и не понял, с чем это было связано. Но я не жалуюсь 🙂
Посадка и отправление
On-shore
Прежде чем идти на посадку категорически рекомендую сделать запасы. На пароме, конечно, кормят и даже есть свежая вода. Но еда там — не ресторан, да и жор от скуки никто не отменял. Прямо у порта есть рынок со свежими овощами. Нормальная цена на местные бананы — R$10 за три грозди. Хватит на перекусы как раз на пару дней.
Метрах в 300 от порта есть большой супермаркет с пекарней. Если ты без дорожной фляги — рекомендую купить хотя бы одну бутылку воды, потому что бегать на пароме за водой бывает проблематично, лучше иметь запас у себя на месте.
Что ещё? Ах да, понадобится, собственно, гамак. Я перестраховался и купил заранее спортивный гамак в Декатлоне. Он спокойно подошёл по габаритам, но это было необязательно. На главной торговой улице Манауса, недалеко от порта, можно купить гамак прямо перед отправлением. Они красивые, цветные, а главное — из дышащего материала. Нормальная цена на гамаки на рынке в Манаусе — R$60-R$80. Разумеется, для гринго дороже, но до этой цены можно торговаться без зазрения совести. Если бы я знал, что недорогие гамаки есть на месте — я бы в Манаусе и купил: они более приспособлены к жаре, а потом станут отличным сувениром.
Off-shore
Итак, вернёмся в порт. Посадка на паромы проходит из терминала, через единственную стойку проверки документов. Здесь посмотрят билет и большой печатью «CHECK IN» погасят талон портового сбора.
Дальше надо найти свой корабль, а это нетривиальная задача! Вывесок и табло никаких нет. Тем более, никто не знает куда какой корабль идёт, надо знать его имя.
И даже найдя свой корабль, лучше лишний раз уточнить он ли это и куда он идёт. На моём RAINHA ESTHER у меня никто не спросил билет: я просто зашёл на борт и поднялся располагаться на палубе. Уехать не в свою сторону очень легко…
Лишь ближе к вечеру специальный человек прошёлся по спальным палубам и обменял билеты на браслеты. Вот, мне тоже браслет дали. Жаль только, что билетик забрали. Даже не представляю, как бы я это разруливал, если бы покупал билет онлайн…
А ещё интересно, можно ли попробовать проехать зайцем, если ты готов отказаться от еды? Столько вопросов…
Быт на пароме
Посадка окончена. Добро пожаловать на борт! Теперь это твой дом на ближайшие дни.
Первые часа два, в широком русле, скучать не приходится. Будет отлично видно Манаус со стороны:
Будут видны огромные сухогрузы морского класса, которые едва ли зайдут в другую реку кроме Амазонки
Ну и конечно, будет видна «Свадьба рек» — место слияния рек Риу Негру и Амазонка (Солимоеш). Из-за каких-то водорослей Риу Негру темнее и плотнее. Две реки имеют разную температуру, плотность, и скорость течения. И из-за этого они несколько километров текут в одном русле практически не смешиваясь!
Но через несколько часов паром войдёт в русло одного из множества каналов Амазонки, и виды перестанут быть такими впечатляющими.
Пора вернуться на палубу и заняться бытом
Спальные палубы
Я поднялся на борт за 20 минут до отправления, и это было довольно поздно: на палубах уже было яблоку негде упасть. Так что мне пришлось буквально вклинивать свой гамак в единственный более-менее свободный просвет.
У меня особо не было выбора палубы. Но если прийти заранее, можно выбрать палубу и место на ней. Вот какие особенности надо иметь в виду:
- Ни в коем случае не располагайся на нижней палубе! До отправления там может казаться просторно, но как только паром отчалит — покою хана. На нижней палубе громче всего слышно двигатель. Если не повезёт — то жар от двигателя будет усиливать жару на улице. А кажущийся простор по ходу посадки может ужаться до тесного угла, потому что на нижнюю палубу обычно грузят тяжёлые мешки, стройматериалы или даже целые машины! Так что до окончания посадки не знаешь наверняка, сколько у тебя будет места. На нижних палубах обычно селятся дальнобойщики или грузчики, ответственные за перевозимый товар.
- Палубы выше могут быть открытыми (без окон) и закрытыми. Закрытые во всём выглядят выгоднее: на них прохладнее и будто бы нет насекомых. Но если остановится кондиционер или вентилятор (а такое бывает часто, ведь паром питается от генератора) — то палуба станет адом. На ней будет душно, жарко, и форточки мало спасут ситуации. А ещё открытые форточки — приглашение для комаров. И на открытой палубе с постоянным сквозняком насекомым закрепиться сложнее.
- Чем палуба выше — тем комфортнее: дальше от шума мотора и насекомых. Как правило, самая верхняя палуба всегда открытая. Но я уже объяснил, почему это не так уж и плохо
- Короче, по совокупности факторов я предпочитаю верхнюю палубу.
- Ну и совсем очевидное: при выборе места для гамака стоит заранее посмотреть, где на этой палубе находятся туалет или столовая или какое-то ещё общее помещение. Возле них постоянно будут шагать люди, что не добавляет спокойствия. Обычно общие помещения расположены ближе к корме, так что советую селиться ближе к носу судна.
Столовая
В какой-то момент гамаки вокруг начнут заметно пустеть. Это значит, настало время еды, и все стекаются в столовую. На медленных лодках трёхразовое питание входит в стоимость. Этого не написано на билете и это не обсуждается при покупке. Здесь это считается очевидным, и билеты без питания просто не продаются
Я так и не нашёл расписания кормёжки, так что просто ориентировался по толпе.
Столовая на борту маленькая, так что во время кормёжки неминуемо скапливается очередь
На небольшом пароме Rainha Esther ожидание в очереди зинмает минут 15-20. Но какая разница, если ты отрезан от мира и тебе некуда спешить?
Чтобы не занимать дефицитное место в столовой некоторые пассажиры приходят в столовую со своими контейнерами и обедают на палубе в гамаках. Не знаю, в чём именно выгода такого варианта, но имейте в виду: что такая опция тоже есть.
Организовано как в обычной столовой: дожидаешься очереди, подходишь на раздачу, за пол-минуты набираешь всё успеешь и идёшь искать место.
Кормёжка не мишленовская, конечно, но углеводы и кое-какое мясо есть. Жить можно.
Завтра на первый взгляд чуть более разнообразный, но очень непривычный для европейского языка. На завтрак на пароме сервируют подогретые кусочки тёплого хлеба, незрелые фрукты, какую-то косовую жевательную массу и ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ приторный растворимый кофе.
Рядом со входом в столовую предусмотрена микроволновка. Но на моём рейсе она не работала.
Краны с холодной питьевой водой. Рядом же есть диспенсер для одноразовых стаканчиков. Вода ни разу при мне не заканчивалась. Поверьте, это важно по такой жаре.
Буфет
Кому мало основного обеда — есть буфет. Обстановка и порядок цен примерно такие: по R$5 за газировки, R$6 за неплохой дошик
Ещё при мне жарили какие-то гамбургеры, но я так и не разобрался как их заказать и сколько они стоят. Но и такое горячее тоже есть.
Гальюн
Ближе к корме на каждой палубе есть по 3 кабинки, две из которых совмещены с душем. Условия суровые, но кто ездил в российских поездах тот особо не удивится: всё те же ржавеющие железные унитазы.
Душ неподогреваемый, температура воды меняется в течение дня: от холодной утром до еле-тёплой ближе к вечеру.
Очередей не было даже с утра. Рукомойники стоят отдельно неподалёку. Перебоев с водой так же замечено не было.
Короче, выглядит уныло, зато всё работает.
Чем заняться на пароме?
Будьте готовы к тому, что вы окажатесь единственным иностранцем на борту. Будьте готовы к тому, что на борту говорят только на португальском. Вас никто не будет понимать. Вы не будете никого понимать. Но с вами будут пытаться общаться. Интерес будет примерно как к бразильцу в плацкарте поезда «Сургут — Екатеринбург» 🙂
Следующее по увлекательности занятие после общения на португало-английском пиджине — созерцание.
Большую часть времени пейзаж будет однообразный: непроходимые леса и много-много экзотической зелени
Иногда фарватер отходит от берега, и тогда однообразный пейзаж становится однообразным немного по-другому: на многие километры вокруг сплошная вода широченной Амазонки.
Периодически встречаются деревни разной степени отшельничества
Такие «терминалы» — это заправки для лодок
Чем ближе к городам, тем их больше
Конкуренция 🙂
На крупных причалах, где корабль швартуется, проходит бойкая торговля. Товар подсовывают на палубы прямо в пакетах на палках, туда же надо складывать деньги, которые продавец забирает себе на той же палке
На борту развлечений немного. На Rainha Esther была непомерная роскошь: что-то вроде тренажёров на открытой палубе. Только пользоваться ими невозможно: днём железо слишком горячее, а ночью ничего не видно.
В буфете мужики круглыми сутками рубятся в домино под телеком
Вообще, буфет к вечеру превращается в клуб. Тут же висит телевизор, а посмотреть футбол и сериал в Бразилии в компании местных — это практически local experience 🙂
Но бoльшую часть времени я всё же провёл на палубе, глазея на жизнь вокруг
Ну что, пожили бы так целую неделю?