Бруней: общее впечатление

Бруней: общее впечатление

Бруней звучит (а порой и выглядит) очень по-африкански

Но это не в Африке. Он занимает едва заметный кусок Земли внутри островной части Малайзии. Обе страны исповедуют «тропический ислам», да и говорят на одном языке.

С первого раза даже и не увидеть

Хотя в Брунее заметно немного большее использование арабского. В аэропорту, кстати, надписи только на английском и арабском. Похоже, страна взяла курс на вытеснение «неверного» малайского языка. С английским же языком проблем нет: примерно всё ВВП страны обеспечивают британцы, качающие нефть Брунея, и здесь живёт немало прикомандированных специалистов. Их легко узнать: это редкие белые люди без тюбетеек и фотоаппаратов. И без личного автомобиля.

Впрочем, белых людей с фотоаппаратами там немного: кроме нас двоих на рейсе была ещё пара поляков. Мы ещё несколько раз пересекались с ними в Бандар-Сери-Бегаване. Город-то маленький, а интересного там и того меньше.

Виза и въезд

Ещё недавно в Бруней нужна была виза, процесс получения которой хорошо описывается арабским словом «иншалла». То есть, надо было оставить свой паспорт в посольстве какой-нибудь соседней страны месяца на 3 и молиться. Дальше полный рандом. 

Штампы Брунея: въездной (прямоугольный, он же пермит на 14 дней) и выездной (круглый)

Большинство людей, посещающих Бруней, пользовались возможностью безвизового транзита на 72 часа. Ведь всем известно, что Бруней-Даруссалам — огромный авиационный хаб, а за 72 часа ничего особо и не посмотришь!

При этом, схема транзита подразумевала покупку билетов у нацпера Брунея — Royal Brunei Airlines, который при всей своей паршивости ещё и заряжает неадекватные цены на билеты.

Дешевле всего слетать в малайзийсий Кучинг, что тоже на Калимантане. Даже этот коротки перелёт они просят больше $100. А в более-менее интересный Сингапур — вообще под $200. И это ещё «распродажи». Кстати, перелёты «туда-обратно» в одну страну для транзита не прокатывают: надо прилетать из одной, а улетать в другую. А 2 OW почти всегда дороже, чем 1 RT.

Однако, менее года назад Россия установила с Брунеем безвизовый режим. Теперь сюда можно влететь на 14 дней и не городить сложных маршрутов. Но пресс-релиз из МИДа лучше с собой захватить на всякий случай

https://www.instagram.com/p/BpkEKn5hqCf/

Деньги

Ну какой же ты султанат без своих денег? Если б я был султан, я бы назвал свою валюту как-нибудь пафосно: дирхам, динар или риал. Но в Брунее немного протупили и назвали валюту брунейским долларом. Видимо, печатает эти доллары та же фабрика, что для Малайзии и Сингапура, так что банкноты здесь тоже пластиковые и с прозрачным окошком

Один брунейский ринггит. Ой, то есть, доллар

А монеты, конечно, только с ликом султана. Действующего.

Несмотря на близость к Малайзии, курс брунейского доллара привязан почему-то к курсу сингапурского в соотношении 1:1. Так что сдачу иногда могут дать и сингапурскими деньгами. Ситуация почти как с датско-фарерскими кронами.

Сдача в одно брунейском магазине. Монетарный суверенитет? Не, не слышали

Код у валюты — BND, но иногда его обозначают как $Br. Я в дальнейшем буду пользоваться вторым вариантом. На момент написания, $Br1 — примерно 40 рублей.

Общественный  транспорт

Рано или поздно в любом аэропорту возникает последняя проблема — выбраться из аэропорта. Где-то написано, что автобусов в Брунее нет, а в аэропорт и подавно. Где-то написано, что таксистов в Брунее всего 30 человек, и в аэропорту нужно взять их список с номерами телефонов. Это было бы аутентично, но глобализация делает своё дело.

О листочке со «всеми таксистами Брунея» в своё время писал первопроходец этого султаната в рунете — levik. Его посты сильно мне помогли при планировании, но актуальность, увы, уже утратили.

Теперь тут есть даже приложение-агрегатор типа «Убера». Называется Dart Brunei. И если офигевшие таксисты у терминала попытаются стрясти около $Br30 за поездку в город, то Dart возьмёт лишь $Br10. Таксист рассказал, что сейчас в стране уже далеко не 30 бомбил, а целых 46! Ну, во всяком случае, столько выдано лицензий. По старой памяти, таксист всё же выдал визитку в конце поездки.

Но такси — крайняя мера всё-таки. По Брунею ходят общественные автобусы. И да, даже заезжают в аэропорт. И нет, не 2 штуки в день, реально регулярное сообщение!

В центре Бандар-Сери-Бегавана даже есть автовокзал. Вон, его прекрасно видно на схеме. Кстати, забирайте high-res схемы. Она толково составлена, там отмечены основные точки интереса.

Интерьер городского автобуса Бандар-Сери-Бегавана

Система оплаты максимально user-friendly: не надо искать какие-то карты или покупать проездные. Кондуктор сам подойдёт, спросит остановку и возьмёт, сколько нужно. Ещё и билетик выдаст.

Вот эта спящая девушка — кондуктор. Она сама всё сделает в плане оплаты проезда. А если и не сделает — то и ладно.

Ах да, ещё есть лодочные такси. Но об этом — в следующий раз

Еда

В Брунее кроме нефти производится примерно ничего. Единственный местный продукт, который я нашёл в магазине — это питьевая вода. Может, плохо искал, но всё остальное было малайским или, внезапно, корейским. А от того — непомерно дорогим для Азии.

Острая лапша, чипсы со вкусом краба и мёда, а так же авокадовый щербет. Ух. Всё это вместе стоило около 250 рублей, что для Азии — целое состояние.

Бруней поддерживает азиатскую традицию ночных рынков. Где-то на отшибе Бандар-Сери-Бегавана есть один. Его тщательно прятали от туристов, и как оказалось, не зря. Это было совершенно невкусно. Всё остывшее, жирное и немного пересоленное. Не имею ничего против всего этого по отдельности, но холодная жирная пища отвратительна. Они умудрились испортить даже Nasi Lemak! Рис был спрессован и пропитан маслом как будто лежал уже несколько дней готовым, а перед открытием рынка его разогрели в микроволновке.

Шашлычков, как в Малайзии, почти не было: только один вид, и тот наполовину состоял из хрящей. Вообще, они там настолько обленились, что тупо жарили сосиски.

В первое же утро в столице султаната тропическим ливнем был загнан в местный KFC. Обычно, стараюсь избегать сетевого фастфуда в Азии, ибо вокруг есть много других вкусных штуковин. Как оказалось, зря: этот KFC был совсем не похож на другие. Их комбо-обеды были скорее похожи на обеды в школьной столовой: та же курица, только с салатиком, пюрешкой и компотом.

В бизнес-зале аэропорта научились готовить красиво. Но даже там не было вкусно.

Кажется, эти суши стояли в холодильнике дня два

Нормально поесть удалось только в киоске с малайзийской едой на фудкорте в торговом центре напротив мечети Омара Али Сайфуддина.

Ну вот такой Nasi Lemak уже съедобен

Ещё в безымянной забегаловке в центре был терпимый тайский жареный рис. Цены на всё чуть ниже московских и заметно выше общеазиатских.

Своей кухни в Брунее нет. Приезжайте сытыми.

Шариат

Паспорт вам проштампует, скорее всего, девушка в хиджабе. Если неверный пожелает ввезти алкоголь на эти земли, то ему надо будет заполнить декларацию (внутри не продают от слова совсем). Первая вещь, которую вы увидите, выйдя из терминала — аэропортовая мечеть. Повсюду будут коты! За 2 полных дня в Брунее я насчитал 71 кота — это очень достойный результат

Таксист, скорее всего, будет в тюбетейке. В номере обязательно будет указатель на Мекку.

Турагентства по всему городу будут пестрить рекламой туров в Саудовскую Аравию на хадж (султан, кстати, субсидирует это!).

Но что-то всё равно не будет давать покоя. Не так много прохожих будут крутить чётки в руках. К мечетям не устремятся толпы и толпы людей после азана. Да и сам азан по красоте не сравнится даже с тунисским, и, кажется, включен в записи. А автобусы из приграничного малайзийского Мири будут звенеть бутылками, запрещёнными в султанате.

Несмотря на все усилия султана, Бруней пока ближе к Малайзии, чем к Ирану. Аборигены гораздо более светские, чем хотелось бы власти.

То самое общее впечатление

Не поймите меня неправильно, я не хочу сказать, что Бруней скучный или плохой. Нет, это очень интересная страна, ни на что не похожая. Небольшой масштаб позволяет султану единолично вручную управлять почти всеми аспектами жизни государства. Оно не похоже ни на азиатскую страну, ни на ближневосточный халифат. В Бруней надо ехать без предрассудков и с готовностью удивляться.

Помните, я назвал брунейские азаны некрасивыми? Да, они не шедевр. Но Бруней подарил мне созерцание самого эпичного азана в моей жизни: на фоне молний и надвигающегося тропического шторма. Хорошо, что в тот же вечер я свалил оттуда. Кажется, там уже начался конец света.

Нефти в Брунее осталось лет на 20. Султан Хасан Болкиах уже весьма стар (чего не скажешь по его внешнему виду). В скором времени, вероятно, этот интересный человеческий заповедник под названием «Бруней-Даруссалам» схлопнется. Спешите увидеть его таким.