ЧукотАвиа: Как покупать авиабилеты по Чукотке

ЧукотАвиа: Как покупать авиабилеты по Чукотке

Покупка авиабилетов по Чукотке (а/к «ЧукотАвиа») — занятие нетривиальное. Здесь нельзя просто заранее купить билет и быть уверенным, что улетишь. Погода и флот ВС в этих имеют свою специфику.

Но информации в интернете о полётах по Чукотке чертовски мало. Пришлось добывать её по крупицам на собственном опыте и от других местных жителей

В этом посте я расскажу всё, что узнал о бронировании (и, увы, возврате) авиабилетов по Чукотскому Автономному округу.

Почему на Чукотке всё так странно с авиацией?

Прежде чем рассказать, как собственно билеты бронируются, расскажу о причинах чукотского авиационного безумия. Если причины неинтересны и чешутся руки поскорее купить билет — то этот раздел можно смело пролистать

По территории Чукотского Автономного округа летает только одна авиакомпания — ГУП ЧАО «ЧукотАвиа». В её флоте есть пара DHC-6 Twin Otter (кстати, я на таком летал), огромное количество АН-24/26 и несколько вертолётов Ми-8.

ЧукотАвиа флот

В общем, используются, в основном, советские неэффективные борты. Вкупе с высокой стоимостью доставки топлива в такой медвежий угол страны, себестоимость полёта получается очень высокой. Рейсы стоят от 4000 рублей (короткие вертолётные поездки) до 19.500 тысяч рублей (Анадырь — Беринговский)! Большинство же рейсов на Ан-24 по территории Чукотки стоят по 15.000 рублей за два часа полёта.

ЧукотАвиа есть места Анадырь Лаврентия
Редкий случай, когда билет есть!

Да, это безумно дорого. Но что забавно, эти билеты ещё субсидированные. Если бы пассажиры платили по себестоимости, билеты стоили бы ещё дороже. Ведь вкупе с прожорливостью дорогого топлива, содержание инфраструктуры в вечной мерзлоте — тоже невесёлое и дорогое занятие.

Отсюда выделяется первый фактор

Фактор 1. Редкое расписание

Жёсткое субсидирование рейсов было бы неэффективным при низкой загруженности бортов. Какой смысл платить за полупустые самолёты? При этом помним, что Чукотка — малонаселённый регион, там живут всего 50.000 человек.

А ещё не забываем, что около полярного круга короткий световой день. При том, что полёты по такому опасному краю возможны только в светлое время суток. Из этого следует, что один борт успеет выполнить от силы один разворотный рейс в день.

Так что рейсы достаточно редкие. Худо-бедно ежедневный рейс назначен только из Анадыря в Эгвекинот. В прочие райцентры из Анадыря можно улететь где-то раз в неделю. Рейсы между райцентрами бывают по несколько раз в месяц, а вертолётные рейсы в отделённые сёла вообще могут быть вообще раз в один-два месяца!

ЧукотАвиа расписание
Расписание вертолётов по сёлам Чукотки. По некоторым маршрутам выполняются лишь единицы рейсов в год!

Поэтому расписание у «ЧукотАвиа» — это огромная, вручную собранная таблица. В ней указаны не дни недели, а прямо конкретные даты запланированных рейсов. Ибо рейсы нерегулярные.

ЧукотАвиа расписание
Расписание между более-менее крупными городами Чукотки

Понятное дело, что создаётся дефицит провозных мощностей. Билеты купят не все желающие. Но даже если ты и купишь билет — не факт, что улетишь. И тут появляется второй связанный фактор.

Фактор 2. Внезапная чукотская погода

Редкие посты в интернете о планировании поездок на Чукотку начинаются в предупреждения: не бронируйте рейсы встык! Заложите по 2 дня разницы! Погода на Чукотке действительно сурова, а старые советские борты не вывозят такие осадки и порывы поперечного ветра. Задержки и даже отмены по метеоусловиям — скорее правило, а не исключение.

Типичная погода на Чукотке

Возможно, это ещё одна причина, по которой расписание такое «жидкое»: чтобы частые отмены и задержки не наращивали последующие задержки как снежный ком.

А теперь обстоятельство, которое подводит нас непосредственно к бронированию. В России действуют федеральные авиационные правила (ФАП). Эти правила накладывают обязательства на перевозчика с случае отмен и задержек рейсов. Это хорошие и более-менее справедливые правила. Но Чукотка живёт в своих реалиях, где задержки случаются практически постоянно. Если бы билеты здесь продавались как и везде, то бедная «ЧукотАвиа» разорилась бы на компенсациях и гарантиях пассажирам. Поэтому чукотский нацпер вынужден оригинально обходить российские ФАПы.

Способы купить авиабилет авиакомпании ЧукотАвиа

Способ 1, основной. Купить билет в кассе прямо перед рейсом ЧукотАвиа

Так поступают большинство пассажиров. Приходят в аэропорт в назначенный день вылета за пару часов и на месте покупают билет. ЧукотАвиа практически не продаёт билеты заранее и начинает продавать их в аэропорту практически одновременно с началом регистрации. Почему так? Билеты начинают продаваться только если авиакомпания будет уверена, что рейс состоится. Как только погода даёт добро — заключаются договоры между пассажиром и перевозчиком. Такая схема помогает избежать штрафов за задержки. Ведь до момента покупки билета, у «ЧукотАвии» нет никаких формальных обязательств перед пассажирами. Расписание полётов не является публичной офертой.

Ожидаемо, при этом в аэропорте вылета происходит бардак. Очередь помимо своей естественной очерёдности имеет и негласные правила. Какие-то пассажиры «по блату» проходили в обход очереди. Родители с детьми, старики, инвалиды и прочие льготники тоже проходят в обходят очереди. Можно уже отдать паспорт на оформление, но как только появляется приоритетный пассажир — паспорт вернут, и отправят ждать. Не всегда и не все пассажиры помещаются на борт со всеми вытекающими. Короче, это такая очередь в поликлинику на максималках.

Способ 2, малоприменимый. Купить билет на сайте ЧукотАвиа

Что мы делаем в 2020 году, когда хотим купить авиабилет? Идём на условный Aviasales и просто вбиваем нужное направление и дату. Если рейсы редкие и авиакомпания не подключена к GDS — то идём на сайт авиакомпании, знакомимся там с её расписанием и покупаем билет на сайте авиакомпании.

Поэтому я очень обрадовался, увидев на сайте ЧукотАвиа систему онлайн-бронирования.

ЧукотАвиа купить билет онлайн

Для региональной авиакомпании без GDS это роскошь! Только вот билетов в ней почти не было. По некоторым редким направлениям и на некоторые даты билеты были. Но по большинству направлений я получал ответ «Места закончились». Некоторых населённых пунктов в списке направлений вообще не было: как правило, это отдалённые посёлки, куда летают только вертолёты. А иногда места по некоторым направления всплывали, причём огромными пачками: от 9 мест.

ЧукотАвиа нет билетов
Форма бронирования на сайте ЧукотАвиа

Короче, творилось что-то странное. Как этот сайт работает, как на него вбрасывают билеты и что нам со всем этим делать — оставалось только гадать. И мониторить.

Но мониторить вручную — вообще не царское дело. Поэтому мой попутчик Александр написал простенький скрипт, который раз в 10 минут отсылал XHR-запрос в систему онлайн-бронирования, а ответ парсил и отправлял в телеграм-бот. Таким образом, раз в 10 минут мы могли видеть в телеграмме, есть ли билеты по нужному нам направлению в выбранный диапазон дат. Чертовски технологично!

А самое забавное то, что эта погоня за доступными местами оказалась напрасно. Сайт в упор не хотел принимать оплату и зависал на этапе ввода данных карты. Так что в итоге за билет пришлось идти в оффлайн-кассу. Но о них ещё поговорим позже.

Всё это не было похоже на обычную продажу онлайн-билетов. Согласитесь: когда люди стоят в очередях за билетами, а с доступностью и оплатой онлайн тоже какая-то лажа — это странно. От представителя ЧукотАвиа мы узнали инсайд: онлайн вбрасывается около 30% билетов на рейс вручную. И вбрасывают за месяц до вылета в 8 часов утра. Однако, дальнейший мониторинг билетов не подтвердил этот слух.

Помимо сайта ЧукотАвиа, билеты можно купить и на сайт авиатранспортного агентства Чукотки (АТА). Но лучше так не делать: доступность билетов там такая же (никакая), а к стоимости билета они прибавляют 700 рублей за посредничество.

Форма бронирования АТА Чукотка

Но и списывать АТА со счётов не стоит, они нам ещё пригодятся 😈

Способ 3, компромиссный. Предварительная бронь в АТА.

Итак, авиатранспортное агентство Чукотки. Покупать билеты напрямую у них не выгодно. Однако, они могут оказать полезную услугу — предварительное бронирование. Помните, я рассказывал, что в основном варианте придётся отстоять очередь в аэропорту в день вылета? Так вот, очередь можно обойти.

Для этого нужно лично обратиться в кассу АТА с оригиналом паспорта и подать заявку на предварительную бронь. Одна такая касса имеется в аэропорту Анадыря прямо напротив выхода из зала прилёта.

Кассир перепишет данные паспорта, создаст предварительную заявку и выдаст чек. В чеке будет PNR брони и базовые данные о пассажире. Ах да, ещё кассир возьмёт 700 рублей за услугу предварительного бронирования. Но! Эти 700 рублей не отменяют 700 рублей переплаты за бронирование через посредника. Таким образом, суммарная переплата составит 1400 рублей относительно утверждённого тарифа ЧукотАвиа.

Бронь АТА Чукотки на двух пассажиров. Тут есть код брони и фамилии пассажиров.

Как воспользоваться бронью?

Что это даст на практике? В день вылета вы спокойно вне очереди подходите к кассе и просто оплачиваете свою бронь. Никаких «всё, места закончились». Никаких «ой, а там мама с детьми, для вас места не будет». Место уже жёстко забито, осталось только заключить с перевозчиком договор. От такой ситуации выигрывают все:

  • Авиакомпания: потому что точно знает намерение пассажира прийти на рейс, но ещё ничего ему не должна, ведь билета и договора перевозки нет
  • Пассажир: потому что несмотря на весь цирк, он уверен, что место ему уже занято и он не падёт жертвой очередей и приоритетных пассажиров
  • АТА: потому что имеет профит по 1400 рублей с каждой такой брони

Итого, мы за 1400 рублей сверху имеем чуть больше уверенности, что улетим нужным рейсом. Но не забываем: отмены по погоде никуда не делись. Всё ещё есть вероятность не улететь из-за ветра и дождя.

Способ 4. В кассе ЧукотАвиа

У ЧукотАвиа есть и физические кассы. В них, в принципе, такая же «рыхлая» доступность, как на сайте. Особого смысла направляться в кассу нет. ну это, конечно, если нормально работает сайт

Но касса в аэропорту — это не только пункт обмена денег на билеты. Это ещё и живой человек! Этот человек одним из первых будет знать о выбросе пачек билетов. Он знаком с инсайдами (типа как про 30% билетов в онлайне). У него можно попросить «придержать билетик», если кто-то вдруг его сдаст.

А ещё у кассы можно дежурить в ожидании людей, которые будут сдавать свои билеты.

Понимаю, всё это звучит слишком муторно, но по-другому здесь не бывает

Способ 5. По телефону ЧукотАвиа или АТА Чукотки.

Бесполезно.

Во-первых, телефоны ЧукотАвиа, указанные на сайте на самом деле ведут в диспетчерскую аэропорта. Там могут проконсультировать по расписанию или задержкам, но вот билеты там не продают.

Во-вторых, брони делаются с оригиналом паспорта. Все телефоны могут быть полезны лишь для справки. Но основная справка и так сведена в этом посте ¯\_(ツ)_/¯

Как вернуть билет ЧукотАвиа

Большинство билетов ЧукотАвиа выписывает прямо перед рейсом. Так что возвращают им билеты нечасто. Но иногда всё же приходится.

Штраф за возврат любого билета составляет 1000 рублей вне зависимости от способа. С минимальным штрафом можно вернуть билет до начала регистрации на рейс.

Вернуть онлайн-билет ЧукотАвиа

Если билет покупался на сайте — то и вернуть его можно на сайте, к счастью, это довольно легко делается. Даже есть инструкция.

Но одна штука взрывает мозг. На сайт есть кнопки «Продажа авиабилетов» и «Обмен/возврат авиабилетов»

Так вот, чтобы вернуть авиабилет, надо нажать…»Продажа авиабилетов!» 🤯

Дело в том, что билет возвращаются из той же системы онлайн-бронирования. А под кнопкой «Обмен/возврат» лишь лежат ссылки на правила и инструкции по возврату.

В общем, в системе онлайн бронирования надо зайти в личный кабинет (Мой WebSky) и там уже в разделе «Мои заказы» всё будет сделано в две кнопки. На ту же карту, с которой был куплен билет, упадёт цена билета за вычетом одно тысячи рублей.

Вернуть билет ЧукотАвиа в кассе

Если билет был куплен в кассе — то и возвращать его надо в кассе. При покупке к билету степлером прикрепят «Квитанцию разных сборов». А при возврате в этой квитанции поставят метку об аннуляции.

Для возврата необходимо предъявить оригиналы паспортов всех пассажиров и написать заявление на возврат.

И кстати, ещё один интересный момент: деньги за билет мне в кассе вернули наличными, хотя платил я картой.

Возвраты в АТА Чукотки

Услуга предварительного бронирования места через АТА невозвратная. Но 700 рублей — не такая уж и большая сумма.

Билеты же, выписанные через АТА, можно вернуть онлайн с таким же штрафом в 1000 рублей. Но вот сервисный сбор в 700 рублей уже не вернут. Так что купленный в АТА билет при возврате съест 1700 рублей.

Итог

Чукотка — особенный край. Отличия в логистике — это лишь малая часть особенностей, с которыми придётся столкнуться в самом восточном регионе России. Здесь практически во всём нужно попытаться поймать дзен и сильно не опираться на планирование. Понимаю, многим такой подход непривычен, но таковы законы, по которым живёт этот суровый край. И эти законы находят отражение даже в авиации.

Хоть пост во многом и опирается на личный опыт, часть обстоятельств была записана со слов местных. Если я где-то не прав — пишите в комментариях, исправим 🙂

Надеюсь, кому-то было полезно. А о Чукотке ещё поговорим! Возвращайтесь на de1337ed.ru и подписывайтесь на паблик VK