Зачем это всё?
Из Москвы летать дорого и почти некуда. Сейчас научимся выходить из этого положения.
Здесь могло быть много букв о несправедливости мира, о бюрократии в российской авиации и нытья о седьмой воздушной свободе, но оно выходит за рамки данного текста. Так что смиримся с фактом: сейчас дешёвых билетов из России довольно мало, и чтобы добраться в какой-нибудь не очень популярный европейский город, необходимо делать пересадку. Конечно, можно просто вбить в aviasales свой маршрут, но это будет всё ещё дорого. И выход есть: добраться любым способом до какой-нибудь близкой страны с более либеральным авиационным законодательством и оказаться в раю с огромным выбором направлений до 10 евро.
Однако, менять условный Внуково на условный Модлин не всегда целесообразно: дорога может занять до 2 суток времени поездки. Тем не менее, это отличный выход в период повышенного спроса: ведь в соседних странах не празднуют майские и Новый Год с таким размахом, как у нас, и билеты на первый выходной не начинают стоить как аренда частного самолёта.
В этом тексте описаны наиболее удобные способы добраться до основных хабов лоукостов в Восточной Европе. Все маршруты по умолчанию из Москвы. Каждый способ снабжён оценкой стоимости, времени и комфорта. В конце приведена сводная таблица этих характеристик для наглядного сравнения. Простыня получилась обширной, но это, скорее, справочник, не обязательно читать всё подряд, для этого я снабдил пост оглавлением. Приступим.
Прибалтика
Прибалтика мне нравится тем, что она совсем рядом, у границы. Так же со всеми странами этой группы есть прямое железнодорожное сообщение, что нам на руку. Начнём в порядке возрастания сложности:
Вильнюс
Лайфхак под названием «нестеровский поезд» описан многократно и подробно, однако с поправкой на соверменные реалии корректнее его называть «чернышевский поезд». В чём суть? Покупаем билет на поезд Москва — Калининград до ближайшей станции в Калиниградской области (раньше это была станция Нестеров, сейчас остановку на ней отменили, теперь это станция Чернышевское), а выходим раньше, в самом Вильнюсе, что есть по пути этого поезда:

К чему это всё?» — спросит внимательный читатель — «не проще бы купить билет на тот же поезд в Вильнюс?». Проще, но…


…один и тот же поезд, а проехать на 200 км больше стоит более, чем в 3 раза дешевле! Связано это с тем, что внутренние перевозки у РЖД субсидируются, а международные — нет. Наличие эксклава в виде Калининградской области позволяет нам проехать по территории другой страны по внутрироссийкому билету.
Это вообще законно? Чуть более, чем! Несмотря на то, что РЖД (да и российский бюджет) терпят убытки от такого проезда, существует распоряжение РЖД, разъясняющее право пассажира садиться и выходить на любой станции на отрезке пути от станций в билете. Проводникам тоже всё равно: они давно в курсе схемы и скрывать от них намерения выйти раньше не стоит, они должны составлять списки пассажиров для таможни.
А ещё этот вариант удобен тем, что граница проходится в поезде и время прибытия фиксировано (то есть, не надо закладывать много часов на стояние в очереди на наземной границе). Более того, место для тёплого ночлега и отсутствие пересадок берегут организм для дальнейшего треша 🙂
Многократно поступал вопрос: а работает ли в обратную сторону? Работает, никаких проблем!
От вокзала до аэропорта за 1 евро легко добраться на автобусах №1 и №2. Несколько раз в день ходит маленький поезд, который привозит в аэропорт всего за 7 минут и 0.7 евро. Да, не опечатка, действительно всего 7 минут! Аэропорт очень близко, и можно даже пойти пешком, путь займёт это всего час. Автором метод опробован, автор жив.
Время в пути: 13-14 часов
Цена: 1100-1900 рублей
Комфорт: *****
Метод удобный и, наверное, оптимальный. Но для общего развития вот вам ещё один:
Каунас
Хотя нестеровский поезд и проходит через второй город Литвы — Каунас, остановки на нём нет, видимо, решили не заморачиваться с организацией пограничного и таможенного контроля. Посему задача сводится к попаданию в Вильнюс, а затем прямо с того же вокзала за 1,5 часа и 5 евро можно доехать и в Каунас. От ЖД-вокзала последнего до аэропорта довезёт автобус №28 (ещё 0.8 евро и 30 минут).
Время в пути: 16-17 часов
Цена: 1500-2300 рублей
Комфорт: ****
Рига
Если вы не путаете Литву и Латвию, то уже догадались, что мы перешли к следующей стране. Тут у нас уже даже есть несколько вариантов!
Некоторые дальнейшие способы потребует от вас заброса в Петербург. С связи с многообразием способов это сделать (можно поймать и самолёт за 1000 рублей, а может, придётся и ехать поездом за 4К) и непредсказуемым спросом именно на ваши даты, к цене и времени будет добавлена буква П — это время и деньги, которые вы удобным способом потратите, чтобы добраться до Питера.
- Автобус из Питера
Прекрасный прибалтийский автобусный перевозчик LuxExpress готов доставить вас из Питера в Ригу за 11 часов и от 1000 рублей.Отправления из Петербурга в Ригу, цены вне акций И это без акций, которые, кстати, случаются с завидной регулярностью. Конечно, на этом маршруте бывают и другие перевозчики, но регулярные акции и стабильный уровень сервиса есть только у LuxExpress, поэтому советую в первую очередь проверять их сайт, а потом уже всех остальных, кого нашёл busradar.
Время в пути: П + 12 часов
Цена: от П + 600 рублей
Комфорт: ***- **** (зависит от времени суток в автобусе) - Разбиение маршрута в поезде
Как и в случае с поездом в Вильнюс, покупать билет Москва — Рига в лоб дорого.Цены на прямой поезд в Ригу За Латвией нет российских территорий, посему применим другой, более универсальный способ. Чтобы не оплачивать весь тариф по международному маршруту, купим билет до пограничной станции Себеж (Россия) и отдельно билет от Себежа до Риги.
Цены до последней станции в России Цены от последней станции в России до Риги Можно купить билет на одно и то же место, тогда разницы вообще никакой не будет заметно.Таким образом, сидячий подешевеет на 600 рублей, плацкарт на 1700 рублей. Но бюджетным способ назвать нельзя, а если выбрать сидячий поезд — то и комфортным тоже. Компромиссный вариант — комбинировать вагоны. Ехать в плацкарте первую часть пути бессмысленно, а вот подремать 4 часа после границы можно на 300 рублей, дороже, чем ехать всё время в сидячем.
Как и в случае с Вильнюсом, у поезда есть преимущество: фиксированное время прибытия. В остальном, дорого и неудобно, ещё и граница прямо посреди ночи.
Время в пути: 16 часов
Цена: 2700 (С) или 3000 (С+П) или 3600 (П)
Комфорт: *** — ***** - Просто ночной автобус
Банально, но работает. У перевозчика LuxExpress есть маршрут Москва — Рига в комфортабельном ночном автобусе. Обычная цена — чуть дешевле плацкарта с разбиением, но во время редких акций опускается вдвое и уже становится меньше, чем цена билета в общем вагоне с разбиением.Москва — Рига в автобусе, цена без акции Для отслеживания акций рекомендую подписаться на их рассылку. Существуют и скидки для молодёжи.
С недавних пор прямой автобус убрали, и теперь приходится делать пересадку в Лухамаа, но всё равно билет продаётся единый и стыковка гарантируется оператором.
Время в пути: 15 часов
Цена: 1800 (во время акций) — 3500 (обычная цена)
Комфорт: *** - Закрепляем пройденное
Всё те же LuxExpress или Ecolines регулярно устраивают распродажи билетов по Прибалтике. За 4-10 евро можно уехать в Ригу из Вильнюса или Таллина. Что делать с Вильнюсом вы уже знаете, что делать с Таллином узнаете через 3 строчки. Цена не меняется, да и время в пути до Риги и до Таллина отличается минут на 20.
Лично мне этот способ кажется оптимальным. Особенно, если ехать через Вильнюс. Но цена — всегда рулетка, поэтому он не единственный оптимальный.
Время в пути: 18,5 часов
Цена: 1500 — 2800
Комфорт: ****
Таллин
Не представляю себе живого человека, который потащится из Москвы в Таллин ради перелёта. Маршрутов мало, они скучные. Из интересного, наверное только маршрут easyJet в Милан, причём не сам по себе, а для составления дальнейшей огромной сборки (в связи с особенностями этой а/к у неё удобнее покупать сразу кучу билетов за 1 раз, в одной брони). А, ещё из Таллина можно купить full-service перелёт в Лондон-Хитроу за 20 евро. Мили в oneworld сами себя не накопят. Многие буржуи, кстати, используют эти перелёты, чтобы подтвердить себе статус в альянсе. Но это так, отступление. А сейчас к сути:
- На автобусе через Питер.
Способ до боли похож на первый рижский. Только время в пути чуть меньше. Я даже не буду говорить, какая автобусная компания нужна. Сами всё знаете.Лишь некоторые из огромного множества отправления из Петербурга в Таллин Время в пути: П + 7 часов
Цена: П + 600-900 рублей
Комфорт: **** - Разбиение маршрута в поезде
Логика такая же, как и с разбиением маршрута в рижском поезде. Приграничные станции называются Ивангород (Россия) и Нарва (Эстония). По моим наблюдениям, разбиение Москва — Ивангород + Ивангород — Таллин дешевле, чем Москва — Нарва + Нарва — Таллин.
Время в пути: 15 часов
Цена: 1950 (сидячий+сидячий) — 2750 (плацкарт+сидячий) рублей
Комфорт: *** или ***** (в зависимости от вагона) - «Я у мамы пешеход»
А самое интересное я оставил напоследок. Этот способ реализует одно уникальное преимущество российско-эстонской границы: наличие пешеходных переходов. Их между Ивангородом и Нарвой даже 2 штуки: «Мост Дружбы» (где, возможно придётся отстоять небольшую очередь) и «Парусинка» (проходится очень быстро, но нельзя брать с собой более 5 килограмм вещей). Итак, приезжаем в Ивангород на уже известном на поезде 33/34 в вагоне желаемого класса. Поторопитесь, на выход даётся всего 2 минуты, потом вагон опечатывается и начинаются пограничные процедуры. Как до моста, так и до «Парусинки» идти около 2 км, транспорта в Ивангороде не наблюдается.
Проходим границу, и оказываемся в Нарве. Самый бюджетный способ добраться отсюда в Таллин: автобусы фирмы SimpleExpress. Иногда билеты в Таллин можно поймать за €1! А вообще, нормальная цена за этот автобус — €3-5. Есть три рейса в день, но между поездом и дневным рейсом придётся потратить 4 часа, что неизбежно скажется на времени в пути. Сам автобус идёт тоже 4 часа.
Если не хочется торчать 4 часа в приграничных городах, то есть довольно весёлый альтернативный способ: можно попробовать успеть подсесть в тот же самый поезд! Давайте считать: между прибытием поезда в Ивангород и отправлением из Нарвы 2 часа и 2 минуты. Гугл говорит, что идти пешком от станции Ивангород до станции Нарва около 50 минут.
Если чувствуете, что сегодня можно рискнуть и попробовать пройти границу всего за час, то рекомендую воспользоваться этим способом. По сравнению с разбиением маршрута, получится сэкономить 300 рублей.
Время в пути: 15-19 часов
Цена: 1210 (сидячий поезд+автобус) — 2100 (плацкарт+автобус) — 2600 (плацкарт+сидячий поезд)
Комфорт: **,****,**** (соответственно)
ВНИМАНИЕ! Ивангород — старый милый городок, и понятно желание в нём задержаться чуть подольше (особенно, если был выбран автобус). Но он весь находится в погранзоне РФ, и для его посещения требуется специальное разрешение, которое делается 2-3 недели через Госуслуги. Впрочем, если двигаться от вокзала к погранпереходу не сворачивая, то такое движение будет считаться транзитом и для него пропуск не требуется. Но билет Нарва — Таллин всё равно не помешает держать под рукой.
А, и да, из центра Таллина до аэропорта 4 километра, тоже можно дойти пешком. От автовокзала — вообще 2 километра.
Польша
Самая сложная, но самая интересная часть, от того, что простых путей попадания в Польшу нет, зато сложных путей — полно. А предложения на авиабилеты оттуда, в среднем, выгоднее, чем из Прибалтики.
Аэропортов в Польше много, транспорт между городами восхитительный (быстро, часто, дёшево), поэтому я ограничусь лишь двумя городами с принципиально различными схемами попадания: Гданьск и Варшава. Опять же, начнём с простого:
Гданьск
Наши ворота в Северную Европу. Отсюда я впервые отправился в Исландию, отсюда же всегда улетал в Норвегию.

Добраться в Гданьск можно, наверное, одним не очень дешёвым и не очень быстрым путём: на поезде доезжаем до Калининграда, оттуда на регулярном автобусе за 3 часа + граница до Гданьска. Стоимость автобуса, кажется, не меняется годами: 500 рублей в одну сторону, есть по 4 рейса в день туда и обратно: 2 утренних и два дневных.

Последние прекрасно стыкуются с поездом 029/30; утренние же пригодятся тем, кто едет поездом 147/148, но придётся ночевать в Калининграде. Можно купить билет на автобус онлайн, есть скидки для молодёжи. В самом Гданьске автобус №210 прямо от автовокзала довезёт до аэропорта за 3 PLN (за 4.20 PLN ночью, но номер у автобус будет N3).
Долго, дорого, но цены и направления из Гданьска того стоят!
Время в пути: 25 — 34,5 часов + ожидание на границе
Цена: от 2350 рублей, в зависимости от цены поезда.
Комфорт: ***
Варшава
- Через Вильнюс
Начнём с простого. Сначала надо оказаться в Вильнюсе. Как это делать, вы уже знаете. Далее у нас есть свобода действий:а) Можно уехать на автобусе. Почти все восточноевропейские перевозчики (в том числе, уже упомянутые LuxExpress и Ecolines) имеют маршрут Вильнюс — Варшава. Цена — от 4 евро во время распродаж и от 8 без распродаж. Придётся некоторое время подождать стыковку (часа 2-3).
Время в пути: 24-25 часов
Цена: 1400 — 2700
Комфорт: ****б) А можно и улететь на самолёте. Всё тот же WizzAir запустил в 2017 году перегоночный рейс Варшава — Вильнюс. А это значит, что им почти не важно, по какой цене продавать билеты: всё равно надо отправить борт. Нам это на руку: на многие даты цена на билеты стабильно держится на уровне €10, по цене почти как автобус.
Но как и в случае с автобусом в Гданьск, этот рейс стыкуется только с фирменным поездом (029/30). Зато стыкуется хорошо: поезд прибывает за 2:10 до вылета, можно успеть на рейс, даже если пойти пешком, но при этом не надо тратить на пересадку драгоценное время.
Время в пути:
Цена: от 1800 рублей
Комфорт: ***** - Через Беларусь
Пожалуй, самая сложная часть из-за огромного количества вариантов собрать маршрут. Сложная и вам для понимания, и мне для написания. Но поверьте, оно того стоит. Долго, дорого, но универсально, способ работает «в любую погоду» и не зависит от динамического ценообразования авиа- и автобусных компаний.Чтобы было проще воспринимать всё многообразие методов, я построю этот раздел следующим образом: сначала покажу наиболее сложный, долгий и дешёвый маршрут, а потом постепенно буду добавлять в него скорости и комфорта.
Базовый вариант
Итак, на пути из Москвы в Варшаву нам необходимо пересечь 2 границы (Россия-Беларусь и Беларусь-Польша). В Беларуси есть два основных КПП, через которые легко на общественном транспорте можно попасть в Польшу: Брест — Тересполь и Гродно-Белосток (официально, они называются не совсем так, но для простоты я их обозначил через ближйшие крупные города). Как уже стало понятно из предыдущих разделов, переездов через границу по «длинному» билету следует избегать — это вызовет подорожание всего билета. Поэтому будем стараться пересекать их на всяком местном транспорте, от одного приграничного города к другому. По пути от Москвы к Беларуси, к счастью, особо, альтернатив нет, последний крупный город перед границей — Смоленск. А дальше уже есть варианты: из Смоленска можно через границу попасть как в Оршу, так и в Витебск. Ещё есть сообщение Смоленск — Могилёв, но оно нерегулярное и нежелезнодорожное, так что его в расчёт не берём. В дальнейшем от этих приграничных городов в Беларуси необходимо добраться до приграничных городов с Польшей (Бреста или Гродно). Затем пересечь границу, и преодолеть небольшое расстояние до Польши. Сразу скажу, что станции Витебск и Гродно обладают меншим пассажиропотоком, чем Орша и Брест, поэтому базовый вариант будет пролегать через последние два города, в общих чертах этот вариант будет выглядеть так:
Москва — Смоленск — Орша — Брест — Тересполь — Варшава.
Рассмотрим его детальнее.Москва — Смоленск. На этом участке оптимален будет поезд «Ласточка». Если покупать билет заранее, то стоить он будет совсем недорого:
Смоленск — Орша. А вот здесь начинаются интересные вещи. Из Смоленска в Оршу ходит электричка. На самом деле, это две «согласованные» электрички: сначала один поезд, принадлежащий РЖД доезжает до станции Краснóе за 1,5 часа. Билет стоит 140 рублей.
Спустя 15 минут с этой же станции отправляется электричка БЧ Красное — Орша. При этом, билет в последней электричке продают как два билета: Красное — Шуховцы и Шуховцы — Орша. Эти два билета стоят 1.8 BYN. Они покупаеюся прямо в поезде, контролёры принимают только наличные белорусские рубли. Ехать ещё час.А теперь давайте анализировать расписания. Вечерняя «Ласточка» нам совершенно не подходит. Дневная «Ласточка» приходит на 4 минуты позже отправления электрички в Красное, а пересаживаться с неё на вечернюю электричку нет смысла, потому что вечерняя электричка не имеет за собой стыковочного поезда. Остаётся только приехать на первой «Ласточке», поторчать в Смоленске 6 часов, пересесть на электричку в 5 вечера и в 8 часов вечера оказаться в Орше.
Орша — Брест. Довольно простой участок пути. На белорусских поездах можно проехать сквозь всю страну за копейки. Смотрите сами: плацкарт — 450 рублей, купе — 630 рублей. И это ещё подорожало. Конечно, можно проехать всю страну и за 150 рублей на электричках…но зачем?
Ночной поезд — оптимальный вариант. Дешёвый пакет транспорт+ночёвка, да и расписание подходящих нам электричек велит садиться в Орше именно на такой поезд. Однако, подойдёт не всякий поезд, ведь есть ещё один фактор — расписание поездов из Бреста в Тересполь.
Брест — Тересполь. Как и в случае перехода границы Ивангород — Нарва, здесь нас тоже встречают два полноценных города на разных берегах реки. Но пройти границу пешком нельзя. Зато тут есть трансграничный поезд, который идёт 18 минут и стоит около 300 рублей.
Граница и таможня проходятся на вокзалах, так что прийти на посадку надо заранее, минут за 40. На обратном пути будьте готовы к неприятной процедуре шмона: белорусские таможенники будут буквально руками перерывать все ваши вещи. Польская же таможня гуманнее — просто просвечивает все сумки на интроскопе.
Тересполь — Варшава. Тересполь — город гораздо менее масштабный, чем Брест. Поэтому на интенсивное ЖД-сообщение со столицей рассчитывать не стоит. С утра экспрессов в Варшаву нет, ближайший уходит почти в 3 часа дня, поэтому он не имеет смысла. Зато спустя полтора часа после прибытия поезда из Бреста уходит электричка в город побольше на пути к Варшаве — в Бяла-Подляску. 1,5 часа — это оптимальный запас времени, чтобы успеть пройти границу и, может быть, даже перекусить.
В те прекрасные времена, когда ещё существовал Polskibus, можно было уехать из Бяла-Подляски в Варшаву за 2 злотых (35 рублей). Теперь же конкуренция на направлении пропала и тот же самый перевозчик просит за поездку в Варшаву 28 злотых. Время в пути — 3 часа. Удобнее всего теперь билеты по Польше покупать на сайте Polonus. Ещё час я бы заложил на пересадку в самой Подляске (идти от ЖД-вокзала до автобусного минут 20).
Итак, давайте посчитаемся, сколько времени и денег отнимет базовый вариант:
Время в пути: 29 часов
Цена: 1800 рублей
Комфорт: **
Вариант подходит для дневных и вечерних вылетов.А далее можно настраивать этот маршрут, подгоняя его под своё время вылета. Вот пара примеров:
- Если рейс поздно вечером или ночью, то можно уехать в Смоленск на ночном поезде, а потом в Оршу утренней электричкой, доехать до Гродно днём с пересадкой в Минске и сесть на вечерний поезд Гродно — Краков.
- Если хочется по минимум сократить время в пути, а деньги не проблема — можно улететь вечерним рейсом в Минск из Жуковского, иногда цены опускаются до 2 т.р. в одну сторону. По времени как раз можно успеть с уйти с работы в Москве и сесть на ночной поезд до одного из приграничных городов в Минске.
- Менее выгодно, но работает и разбиение маршрута в белорусском поезде типа Москва — Смоленск и Смоленск — Брест/Гродно.Подробно расписывать варианты не буду, потому что подо все рейсы не подстроиться, а расписания меняются. Просто напомню пару сайтов, которые понадобятся для конструирования маршрутов:
— Российские железные дороги
— Яндекс.Расписания (электрички)
— Белорусские железные дороги
— Польские железные дороги
— Агрегатор автобусных билетов по ПольшеА теперь настало время рассказать про сами польские аэропорты. Их два: Modlin (WMI) и Chopin (WAW). Начну с лоукост-варианта Modlin.
- В WMI можно попасть двумя основными путями: автобус-шаттл и электричка с согласованным автобусом. Заявляют, что цена на шаттл начинается от 9 злотых, но я таких цен на нужные мне рейсы не видел. Ориентировался бы злотых на 30. Поэтому шаттл мне не нравится. Дешевле и удобнее электричка, и тут есть ряд тонкостей.
Для поездок в аэропорт Модлин местные железные дороги Koleje Mazowieckie (не путать с «длинными» поездами PKP) за 19 PLN предлагают специальный билет. В него входят проезд от любой станции в черте Варшавы до станции Modlin и билет на специальный автобус от станции Modlin до терминала. Есть у билета и ещё одна суперсила, о которой мало кто знает: в углу есть непримечательное поле, в которое можно вписать время, и в течение дня, который написан на билете и в течение 75 минут с указанного времени билет работает как проездной по Варшаве. Очень удобно для стыковок. Кстати, бывают прямые электрички из Modlin в Chopin. Ищите их в расписании, если требуется смена аэропорта. - С WAW всё чуть проще. Во-первых, электричка, о которой я упоминал, проходит через центр города, так что можно поехать и на ней. Только не запутайтесь в подземельях Варшавы: район под центральным вокзалом представляет собой запутанную паутину тоннелей, переходов и путей, и вам нужен вокзал Warszawa śródmieście, а не Warszawa Centralna, они рядом, но заложите время, чтобы сориентироваться. А помимо этих электричек, существуют ещё электрички, которые принадлежат не Мазовецкому воеводству (так они называют области), а непосредственно городу Варшаве. Ищите в расписании электрички по маршрутам S2 и S3, они тоже подходят.
Гораздо проще, как мне кажется — поехать на автобусе. №175, №148, №188…может, ещё какие-то появились, но помню эти, они проходят через центральный вокзал. Просто ждите на остановке, и максимум через 10-15 минут что-то приедет с самолётом на табло. 20 минут в пути, билет стоить 4,5PLN.
Прочие польские города
Как я уже говорил, по Польше легко ездить. Лоукосты есть практически в каждом крупном городе. Особенно следует отметить Катовице, Познань и Вроцлав. В вашем распоряжении недорогие автобусы и железные дороги. Из Варшавы можно менее, чем за 7 часов добраться до любого из них.
А если очень заранее брать авиабилет, то можно и дёшево улететь их местной авиакомпанией LOT (от 10 евро). В Катовице я бы рекомендовал именно прилетать LOT’ом, потому что самый дешёвый трансфер из центра города стоит около 6 евро. При этом подбирать даты с недорогими вылетами удобнее, на сайте авиакомпании, а покупать через агентов.
Финляндия
Хельсинки
Этот раздел петербуржцы могут не читать, у них это в крови. Москвичам же для добирания в Хельсинки сначала надо добраться до Питера. Далее прямо через дорогу от Московского вокзала вас будут ждать зазывалы, каждый из которых за 800 рублей будет рад усадить вас в свой микроавтобус и довезти до центра финской столицы. Можно договориться проехать за 500-600, если провезти через границу блок сигарет.
Помимо частников, на маршруте работают и приличные компании в виде всё тех же LuxExpress или EcoLines. У первой бывают распродажи с билетами от 500 рублей. А LuxExpress с недавних пор ещё и стал делать остановку прямо в аэропорту по пути.
Время в пути: П + 8 часов
Цена: П + 500-800 часов
Комфорт: *** — ****
Есть и альтернативный путь: добраться до Таллина и далее на пароме фирмы Viking Line или Tallink Silja Line. Во время распродаж типа такой цены за ночную каюту могут падать до 10 евро, в каюте можно провезти до 4 человек. Таким образом, можно добраться до Таллина и уплыть за копейки, а в пути даже пару часов поспать
Время в пути: 24 часа
Цена: Таллин + 200 рублей
Комфорт: ****-***** (зависит от способа добирания до Таллина)
Очевидные и дорогие способы вроде поездов «Лев Толстой» и «Аллегро» даже не рассматриваются.
Лаппеенранта
Нежно обожаемый петербуржцами маленький городок Лаппеенранта (или просто Лаппа) обладает ближайшим к Питеру европейским аэропортом. Оттуда даже есть пара маршрутов у Ryanair! Но маршруты не очень интереснее для москвичей: Милан и Афины. Иногда бывают не очень интересные горящие чартеры. Короче, неинтересный аэропорт, но я его всё равно включил сюда, чтобы совесть моя была чиста.
Способ такой же, как и в Хельсинки: маршрутка от пл. Восстания. Только ехать чуть ближе. Но пара особенностей всё же есть. Несложно найти автобусы, которые поедут прямо в аэропорт Лаппеенранты. Но они все будут подстроены под регулярные рейсы Ryanair. Под чартеры они, разумеется, не подстраиваются.
Время в пути: от П + 5 часов
Цена: от П + 700 рублей
Комфорт: ***-****
И аэропорты чуть подальше
Что ж, если двое суток в пути до Варшавы вас не напугали, то можно продолжить жестить. Из Варшавы можно попасть в ещё большое число городов (и аэропортов). К сожалению, эпоха билетов Polskibus за 2 PLN прошла. Теперь его купил flixbus, что привело к повышению цен, но несколько упростило поиск билетов по международным направлениям. Время и цены по умолчанию указаны для этого перевозчика, если не указано иное.
Время в пути указано от Варшавы. Так как все маршруты выполняются на одинаковых автобусах и время в пути не очень разнится, то оценку комфорта не даю, это бессмысленно.
Будапешт
В Будапеште нас ожидает хаб WizzAir, ещё бóльший, чем в Варшаве. Всё бы ничего, но ехать долго: 12 часов, из которых, наверное, треть пути — по горам Словакии. Если такой длинный вояж в автобусе вызывает у вас ужас, то можно разбить поездку через Краков. До Кракова ведь можно доехать поездом. Даже экспрессом. По четвергам польские железные дороги устраивают акции и раздают билеты на экспрессы по 29 PLN. Это может быть хорошим выходом, если сильно укачивает в автобусе. Но по горам Словакии потом всё равно придётся проехать.
Автобус привезёт к станции метро Kelenföld: чтобы добраться до метро, надо купить пересадочный билет за 530 HUF, проехать в метро до станции Köbanya-Kispest и там пересесть на автобус 200E. Должно занять не больше часа.
Время в пути: 12 часов (прямой автобус)
Цена: от 39 PLN + 530 HUF
Берлин
Сложно назвать хабом лоукостов, но несколько интересных направлений есть. А ещё есть много недорогих чартеров
Некоторые автобусные рейсы идут прямо в аэропорт Шёнефельд.
Время в пути: 8,5 — 9 часов
Цена: от 55 PLN
Вена
Новый хаб WizzAir. Запустился только в 2018 году, а направлений уже очень много: от Бергена и Рейкьявика до Канар и Эйлата, на любой вкус. Даже Харьков!

Вдобавок к этому, Ryanair выкупила кусок недавно почившей airBerlin и под брендом Laudamotion начала развивать австрийское направление. В пунктах назначения: всё те же Канары, Марокко, Испания, Италия, Кипр и даже столица Иордании! Аллаху акбар!

Пока надо следить, что из этого выйдет, но уже сейчас ясно, что Вена (причём, основной её аэропорт!) становится крупным узлом лоукостов.
Время в пути: 10 часов
Цена: от 49 PLN
Братислава
В сам город рекомендую не заглядывать, дыра та ещё. Направления отсюда странноватые, для гурманов. Ехать долго. Но просто знайте, что такой город есть
Время в пути: 11 часов 45 минут
Цена: от 49 PLN
Прага
Время в пути: 10-12,5 часов
Цена: от 49 PLN
А здесь и так хорошо, можно никуда не улетать
ИТОГ
Ура, теперь вы гуру заброса. Но в такой куче информации сложно ориентироваться. Вот сводная табличка всех перечисленных методов, как и обещал:
Направление | Способ | Время, часы | Цена, рубли | Комфорт |
Вильнюс | Черняховский поезд | 13 — 14 | 1100 — 1900 | 5* |
Каунас | Из Вильнюса | 16 — 17 | 1500 — 2300 | 4* |
Рига | Автобус из Питера | П + 12 | П + 600 | 3,5* |
Разбиение поезда | 16 | 2700 — 3600 | 3,5* | |
Ночной автобус | 15 | 1800 — 3000 | 3* | |
Вильнюс + автобус | 18,5 | 1500 — 2800 | 4* | |
Таллин | Автобус из Питера | П + 7 | от П + 400 | 3* — 4* |
Разбиение поезда | 15 | 1950 — 2750 | 3* — 4* | |
Поезд + автобус | 19 | 1200-2600 | 2* — 4* | |
Переход моста | 15 | 1200-2600 | 2* — 4* | |
Гданьск | Через Калининград | 25 — 34,5 | от 2350 | 3,5* |
Варшава | Базовый вариант | 29 | 2000 | 3* |
Хельсинки | Автобус из Питера | П + 8 | от П + 600 | 3,5* |
Паром из Таллина | от Т+3 | П + 8 | от П + 600 | |
Лаппеенранта | Автобус из Питера | П + 5 | П + 700 — 1000 | 3,5* |
Чтобы как можно скорее воспользоваться своей суперсилой, рекомендую открыть поиск по всем направлениям в azair. Это хороший мощный поисковик по лоукостам. Его интерфейс сложноват, но он стоит того, чтобы с ним разобраться.
Счастливого пути! Но сильно не увлекайтесь, и помните, что улететь напрямую из Москвы иногда тоже бывает недорого (например, в Кызылорду)
А, и напоминаю, что комбинация, которая добавляет пост в закладки — это Ctrl/Cmd-D