Поезда в Ираке

Поезда в Ираке

Из путешествия по Ираку я привёз уникальный опыт поездки на местном поезде. В интернете вообще мало информации про местные поезда, а в рунете так вообще нет.

Сегодня я расскажу, как купить билеты на поезд в Ирак, какое у них расписание и маршрут. Ну и главное – как этот сам поезд выглядит и чего ожидать от такой поездки

Погнали!

🚂 Маршруты и типы поездов в Ираке

«Поезда» в заголовке – это громко сказано. Более-менее регулярно курсирует только один поезд: ночной между Багдадом и Басрой. Ходят легенды про пригородный дизельный поезд из Багдада в Фаллуджу, но в мои даты он не ходил. Так что сегодня речь пойдёт только про ночной поезд Багдад – Басра.

Маршрут проходит через города Кербела, Аль-Хилла (Вавилон), Дивания и Насирия. От конечной до конечной ехать 650 километров, а путь занимает 8-12 часов. Но к расписанию мы ещё вернёмся позже.

Линия обслуживается китайскими дизельными поездам от CRRC Qingdao Sifang. Поезда были поставлены Ираку в 2014 году

Локомотив ночного поезда в Ираке

🚋 Классы вагонов поездов в Ираке

В поезде Багдад – Басра вагоны бывают трёх видов:

  • Сидячие 1 класса
  • Сидячие 2 класса
  • Спальные

Я уже не стал разбираться, в чём разница между сидячими: ехать ночь сидя я в любом случае не собирался. Но судя по количеству мест в вагоне, разница в просторе там небольшая. В поезде по 2 сидячих вагона первого (№1 и №2) и второго класса (№3 и №4).

Меня интересовал спальный вагон. Их в поезде 5 штук: с 6-го по 10-й

Спальные вагоны ночного поезда Багдад — Басра

Интересная особенность: разные типы купе тут смешаны в одном спальном вагоне. Тут нет отдельных вагонов-СВ и вагонов-купе. Вместо этого в каждом спальном вагоне по 3 купе 1 класса (с двумя койками) и по 7 купе 2 класса (с 4 койками).

Между двумя секциями спального вагона расположена символическая перегородка с дверью

Перегородка между классами внутри спального вагона в иракском поезде

Можно обратить внимание, что на табличке третьего купе только две койки: 3A и 3B. В то время, как в восьмом купе, места уже 4: 8A, 8B, 8C и 8D

Указатель мест на двери на купе

🎫 Как купить билет на поезд в Ираке?

tl;dr: только в кассе на вокзале

В свой первый день в Багдаде я планировал поездку оффлайн: обивал пороги разных касс и обзаводился билетами. Узнать расписание и купить билет на поезд я отправился на центральный вокзал Багдада.

Центральный железнодорожный вокзал в Багдаде

Найти кассы тут достаточно легко: центральный холл вокзала – это и есть кассовый зал. Билеты по разным направлениям продаются в разных окошках. В начале 2023-го все окошки кроме «Багдад – Басра» были закрыты

📆 Расписание поезда Багдад – Басра

Расписание нигде не вывешено. Его надо спрашивать у кассира при покупке билета. Обычно поезд отправляется где-то в 5 часов вечера. Но иногда может и в 7. В некоторые дни бывает сразу два поезда: в 5 и в 7 часов. В Басру поезд приезжает в 4-6 часов утра. Как повезёт.

Короче, расписание поезда в Ираке надо уточнять у кассира под каждый конкретный рейс.

Теперь к ценам

🏷️ Цены на поезд Багдад – Басра такие:

  • 30.000 IQD ($23) за место в двухместном купе
  • 25.000 IQD ($19) за место в четырёхместном купе
  • 15.000 IQD ($11)за место в сидячем вагоне первого класса
  • 10.000 IQD ($8) за место в сидячем вагоне второго класса

С ценами на купе особенность. Билет в двуспальное купе надо выкупать сразу, как каюту на корабле. То есть, один пассажир может ехать в СВ, только если сразу выкупит оба места. Или притащит с собой второго пассажира. Билеты в 4-местное купе можно покупать порознь, как у нас.

Удивило, что клерка в кассе нет ни компьютера, ни телефона. Всё делается вручную.

Я выкупил себе двухместное купе. Ещё раз переспросил кассира про дату и направление, потому что билет нифига не интуитивный. От кассира получил подтверждение, что это билет на послезавтра из Басры в Багдад.

Билеты на ночной поезд по Ираку Багдад — Басра. Зелёный — в четырёхместное купе; розовый — в двухместное купе

Почему же тут два билета? Оказалось, мне всё-таки продали билет не из Басры в Багдад, а из Багдада в Басру. И не на послезавтра, а на сегодня. Второй, зелёный билет пришлось экстренно покупать перед отправлением поезда. Но об этом позже.

Похоже, тут нет вообще никакой связи между станциями, и билеты покупаются на вокзале день-в-день. А информация хранится только на бумаге. Так что покупать билет безопаснее на вокзале именно в городе отправления.

🚃 Посадка на поезд в Ираке

Я прибыл на вокзал Басры примерно за час до отправления поезда. На всякий случай. Вокзал в Басре выглядит уже не так монументально, как в Багдаде. Проезжал бы мимо – вообще бы и не подумал что тут действующий вокзал.

Железнодорожный вокзал Басры

Военные на входе проверяют билеты. Тут-то и обнаружилось, что мои билеты на другое направление на другую дату! Военные направили меня в кассу в зале ожидания покупать новый билет

Зал ожидания ж/д-вокзала Басры

Билетов в двухместное купе уже не оставалось. Пришлось брать, что оставалось: верхнюю полку в обычном купе. Заодно у кассира спросил время отправления и прибытия. Мне назвали 7 вечера и 7 утра соответственно.

Поезд Басра – Багдад отправляется со своей конечной на два часа позже, чем Басра – Багдад. То есть, я приехал на вокзал на два часа раньше. Так что у меня образовалось время, чтобы погулять по окрестностям вокзала.

За час до отправления на платформе начался движ. С прибытием поезда на платформу народ расставил свои чемоданы в несколько линий на перроне. Что-то такое происходит и перед входом в аэропорт Багдада

Пассажиров и их багаж отдельно обнюхивает собака с военным. Организовано всё так хаотично, что при большом желании можно вообще не ставить свою сумку на «досмотр» :)

Досмотр багажа перед посадкой на поезд в Ираке

Наконец после досмотра военные дают добро на посадку. В иракских поездах нет проверки билетов на входе проводником. Заходите кто хотите. Билеты проверяют только в купе после отправления.

Пойдём в вагон!

🚃 В вагоне иракского поезда

Первое, что бросается в глаза: сами вагоны заметно длиннее, чем мы привыкли. Здесь по 10 купе в вагоне + служебные помещения

Коридор спального вагона иракского ночного поезда

Ещё вагоны несколько у́же. Это ещё сильнее заметно в купе.

🛏️ Как выглядит купе поезда в Ираке?

Вот что мы видим, впервые зайдя в четырёхместное купе поезда в Ираке:

Это достаточно тесное купе, сложно было снять его одним кадром. На первый взгляд похоже на СНГшные вагоны. Разве что столик поменьше и зачем-то мусорка прямо на столе.

Но в деталях это мне больше напоминает иракские поезда. Нижние сиденья имеют абсолютно такой же лэйаут: кушетка может быть преобразована в два сиденья со столиком между ними.

Купе поезда в Ираке

Как и в СНГшных поездах, есть два основных места для багажа: под нижними полками и над коридором.

Багажная полка поезда в Ираке по маршруту Багдад — Басра

Свет внутри купе можно регулировать таким пультом у двери

Пульт управления светом в купе иракского поезда

В купе две розетки на 220V возле нижних полок. Розетки работают штатно.

В целом, достаточно стандартное купе. Но тесноватое. Даже мне с моим невысоким ростом было сложно поместиться на полку полностью.

🧼Общие зоны вагона в иракском поезде

Все общие блага собраны в начале вагона

Тут находятся два туалета, купе проводника, служебное купе и хранилище постельного белья.

Туалет в плачевном состоянии. В вагонах иракского поезда так называемый «арабский туалет». Никаких бумажных полотенец не предусмотрено. И вообще нет никаких расходников кроме мыла.

Брутальная решётка на окне не добавляет уюта. Короче, комфорта мало.

Тут же, в начале вагона есть мусорка и кармашек для прессы

Гикам будет приятно позалипать во всякие индикаторы. Они открыто торчат их электрошкафов и выглядят опрятно.

Титана в вагоне нет. За чаем надо идти в вагон-ресторан.

🍽️ Вагон-ресторан в иракском поезде

Пятый вагон иракского поезда отдан под кафетерий.

Кафетерий зонирование на сидячую и стоячую зоны

Ассортимент скудный: печенки, газировки, чай и остывшие готовые «ланчбоксы»

В ланчбоксах в мою смену были упакованы кебабы и холодные сендвичи. На кухне есть микроволновка, по запросу могут разогреть. Стоит это по 5.000 - 6.000 IQD

Я не видел ни одного человека, который бы ел в кафетерии. В основном, все пьют чай. Цена – 500 IQD за маленький стаканчик. По умолчанию в чай кладут гору сахара. Но на четвёртой чашке кассир выучил, что мне надо без сахара :)

Вагон-ресторан открывается через 15 минут после отправления и закрывается в 23:00

🚂 Общие впечатления от поезда по Ираку

Я проспал от силы 5 часов. В 4:30 меня разбудил проводник словами «Багдад! Багдад!». Спросонья я никак не мог сложить 2+2: почему ещё 4:30, но уже Багдад? Я открыл Maps.me и увидел, что действительно нахожусь на вокзале Багдада. Соседи уже собрали вещи и вышли. Кассир снова киданул меня с расписанием.


В целом, это было терпимо. Я доехал из пункта А в пункт Б живой и здоровый. Минимум поезд отработал. Но комфортной эта поездка не была.

И без того китайские вагоны довольно быстро ушатали. Изначальная теснота купе встретилась с организационными проблемами, так что отдохнуть в поезде не удалось.

А впереди мне предстоял насыщенный день: прямо по курсу Вавилон

Так что при планировании маршрута по Ираку добавляйте поезд в с большой осторожностью: будет тяжело.

Ну и если что упустил, спрашивайте в комментариях 👇