Бизнес-класс Iraqi Airways на CRJ900
Скучали по редким авиакомпаниям? Я тоже. Поэтому в свой маршрут по Ираку всеми силами старался добавить сегмент на местном нацпере, Iraqi Airways. Это было непросто и действительно экзотично. Но обо всём по порядку
✈️Авиакомпания: Iraqi Airways
✈️Направление: Багдад (BGW) — Басра (BSR)
✈️Борт: Bombardier CRJ900
💺Класс: Бизнес
💺Место: 3B
⏱Время в пути: 50 минут
Бронирование билетов Iraqi Airways
Экзотика началась задолго до полёта. Купить билет на Iraqi Airways оказалось даже сложнее, чем на подсанкционные иранские авиакомпании. Ни один агрегатор, даже турецкий или эмиратский не показывал мне билеты на Iraqi Airways. Из чего я сделал вывод, что иракцы просто забили на экспорт билетов в GDS. Хотя, скорее, просто на этом сэкономили.
Бронирование билета Iraqi Airways на сайте авиакомпании
Очевидная в таком случае тактика «купить билет на сайте авиакомпании» тоже не сработала. У Iraqi Airways аж два сайта: английский и арабский, но каждый из них по-своему бесполезен.
На арабском можно найти (устаревшее) расписание, ссылку на снапчат авиакомпании и даже список предметов в Lost&Found аэропорта Багдада. Но всё ещё нельзя купить авиабилет!
На этом моменте я отчаялся и попросил помощь зала в своём телеграм-канале.
Бронирование билета Iraqi Airways в аэропорту
Мне посоветовали ещё один олдскульный способ: сходить в кассу в каком-нибудь аэропорту, куда летают иракцы. Действительно, должно же быть представительство, где можно заплатить за багаж или перебронировать рейс. А мне как раз предстояли рейсы из Стамбула и Внуково. К сожалению, мне не удалось застать открытые кассы Iraqi Airways как в Стамбуле, так и в Москве. Может, я плохо искал, но скорее всего они открыты лишь перед вылетом IA.
Бронирование билета Iraqi Airways онлайн
Ещё один вариант — иракский агрегатор sindibad.iq. В его выдаче есть рейсы Iraqi Airways и даже показано время вылета с номером рейса. Но вот цену и доступность именно на Iraqi Airways сразу узнать нельзя, надо звонить или писать в WhatsApp.
Благо, sindibad сам генерит нужное сообщение, остаётся лишь его отправить и вести дальнейшую переписку с агентом через переводчик на арабском.
Что интересно: некоторые рейсы не показаны в выдаче на сайте, и они видны только живым агентам. И наоборот, некоторые рейсы имеют нерегулярное расписание, и в нужный тебе день могут лететь в другое время. Но даже в этом бардаке я смог найти подходящий для себя рейс и уже дошёл до оплаты.
Однако, забронировать нужный мне билет так и не удалось: sindibad принимает оплату только местными иракскими платёжными системами. Среди способов указан вариант Visa/Mastercard, но это не оплата онлайн…надо просто скинуть денег на нужную карту, которую скажет агент.
Причём в комментариях в канале указывают, что на эту карту не получается отправить деньги даже через всемогущие Wise и Revolut. Так что, по сути, это тоже оплата местной платёжной системы.
Из чего вывод: забронировать билет на Iraqi Airways онлайн можно только местными карточками и кошельками. Надо завести такой заранее или обратиться к тому, у кого они есть. В противном случае, бронь онлайн невозможно.
Бронирование билета Iraqi Airways в фирменных оффлайн-кассах
Наконец, оставалось только пойти ножками в офис Iraqi Airways. Их кассы есть в нескольких ближневосточных городах, например, в Стамбуле. И, конечно же, кассы есть в самом Ираке. Я смог забронировать билет Iraqi Airways именно в такой кассе, уже будучи в Ираке.
Мне без проблем выписали билет, но даже в офисе оплату приняли только наличными. Причём по умолчанию оплата в долларах. Иракские динары тоже принимают, но по невыгодному курсу. Однако, доллары и динары можно комбинировать, чтобы не возиться с долларовой мелочью. В третий раз в жизни покупаю билет в кассе, и в первый раз — за наличные. Немного почувствовал себя шпионом.
Регистрация на в аэропорту Багдада
Онлайн-регистрации у Iraqi Airways не обнаружилось, так что я законопослушно прибыл в аэропорт Багдада за 2 часа до вылета. В аэропорту Багдада были открыты 4 стойки регистрации: две под рейс в Эрбиль и две под мой рейс в Басру. Выделенной стойки регистрации бизнес-класса не было.
Агент не поинтересовался моими предпочтениями, а я затупил и не озвучил их, так что мне дали место 3B. Для регистрации потребовался бумажный билет, выписанный в кассе со штампом об оплате.
Странности аэропорта Багдада
Что мы делаем после регистрации на внутренний рейс? Конечно, идём на досмотр, а потом чиллим в чистой зоне, отделённой от зоны международных вылетов. В Багдаде всё вообще не так! Из зоны регистрации есть только два выхода:
- обратно, ко входу в аэропорт
- и на паспортный контроль.
Я вернулся на стойку регистрации чтобы уточнить, куда мне надо идти. И мне подтвердили, что даже для внутренних рейсов нужно идти на паспортный контроль. Помимо того, что это тупо странно, это ещё грозило сорвать мне поездку: ведь у меня однократная виза! Вылет-влёт в Ирак грозил мне депортацией. К счастью, это был какой-то «мягкий» паспортный контроль. Да, у меня прокатили паспорт, внесли что-то в компьютер, но не поставили штамп выезда из страны.Не успел я удивиться паспортному контролю, как удивился терминалу…безо всяких досмотров я оказался в чистой зоне.
То есть, в Ираке тебя начинают досматривать за 10 километров до аэропорта. Досматривают перед каждой новой дверью. Обнюхивают с собаками. А потом РРРРАЗ, и в самом логичном месте нет досмотра ¯\_(ツ)_/¯
Бизнес-зал Iraqi Airways в Багдаде
Мне ничего не сказали про бизнес-зал на регистрации. Увидев общий уровень сервиса, я вообще ожидал его и не увидеть. Но времени до вылета ещё было предостаточно, так что я решил рискнуть и поискать его.
И да: у гейта D42 обнаружился лаунж, где принимали мой посадочный на внутренний рейс Iraqi Airways
Лаунж произвёл смешанное впечатление.
С одной стороны, это просторное помещение с кучей релаксовых кресел и диванчиков
С другой…это всё. Классными сидениями преимущества и ограничивались. Из горячей еды в буфете только рис и один вид подливы из бобов. Из закусок: печенки и вафельки, из напитков: вода, газировки, чай. При этом, сидячие места сделаны максимально неудобными для перекуса.
Ну и самое необъяснимое: отсутствие розеток. Я еле нашёл свободную розетку в углу курилки. Но вот розеток возле сидячих мест в лаунже не было заложено by design. Это необъяснимый косяк, фатальный для фирменного лаунжа авиакомпании.
Отдельная…кхм…особенность аэропорта Багдада — абсолютно бестолковые табло со статусом рейса. Примерно за 1:10 до вылета напротив моего рейса появилась загадочная надпись Go to Boarding. Я на всякий случай уточнил у сотрудника лаунжа: началась ли посадка на мой рейс? Тот сказал, что нет, и пообещал позвать меня, когда посадка в Басру начнётся на самом деле.
Так и получилось: сотрудник бизнес-зала позвал меня на посадку лично. Мой гейт был на другом конце терминала, и мне пришлось прибавить шагу, чтобы успеть сфотографировать пустой салон.
Посадка на борт
К счастью, бежать не понадобилось.
Во-первых, «начало посадки» в Багдаде — это не начало посадки в привычном понимании. В Багдаде досмотр по правилам IATA проходит прямо перед гейтом, как, например, в Сингапуре. И «начало посадки» — это начало досмотра, после которого все пассажиры набиваются в небольшой загончик перед гейтом.
Во-вторых, посадка проходила через автобус, так что тут работал принцип last-in-first-out. И имело смысл зайти в автобус последним, чтобы выйти первым.
«Подожди, а разве бизнес-класс едет не отдельным автобусом?» Отличный вопрос! По-хорошему, так и должно быть. Однако, всех пассажиров впихнули в один общий автобус. На посадке не было никакого приоритетного коридора.
Но уже в салоне я обнаружил что-то странное. Я первым зашёл на трап, поздоровался с экипажем и был готов делать фото пустой кабины…
…как обнаружил, что она не пуста! В салоне уже сидели какие-то уважаемые люди, которые очевидно приехали приоритетным автобусом. То есть, он всё-таки был! Даже не знаю, что хуже: когда авиакомпания полностью забивает на какой-то аспект сервиса, или когда тебе приходится его искать и выпрашивать самому. Ну да ладно.
Салон бизнес-класса Iraqi Airways на CRJ9
Салон бизнес-класса на CRJ9 у Iraqi Airways — это 4 ряда реклайнеров по 3 кресла в конфигурации 2+1. Реклайнеры откидываются столь незначительно, что аж незаметно. Я в какой-то момент хотел разложить кресло и сфотографировать угол…но оказалось, что кресло УЖЕ было откинуто. Вот настолько халтурные кресла
Отдельный конфуз произошёл с нумерацией. В моём посадочном было указано место 3B. Однако, ряда B попросту не было! Ряд в одно кресло по левому борту имеет литеру A. А два ряда по правому борту — литеры C и D. Грубо говоря, меня посадили прямо в проход. Я приложил немало усилий, чтобы сквозь встречную толпу пассажиров в узком фюзеляже CRJ9 протолкнутся к экипажу и объяснить проблему. Там мне объяснили, что ряд B — это на самом деле ряд C, а ряд C — это ряд D. Таким образом, я занял место у прохода, которое было подписано как 3C.
Ещё одна проблема с иракскими CRJ9 — катастрофическая нехватка мест на полках. Над креслами C и D расположена просто маленькая полка. На неё поместится лишь самый крохотный чемодан или пара рюкзачков.
кстати, на моём рейсе произошёл совсем вопиющий случай. пока я выяснял где моё место, прямо передо мной пассажир эконома смело загрузил свой чемодан на полку в бинес-класса и пошёл дальше. своим чемоданом он занял половину полки на 4 места, оставив таким образом трёх пассажиров без багажного места сверху. экипаж не сделал ничего
Так вот, это ещё не худшее. Над рядом A находится вообще смешная полочка.
Что это вообще такое?? Что туда может поместиться в принципе? Туда даже маленький рюкзачок не поместится. Может, фотоаппараты, трости, зонтики или что-то такое. Но это не полноценная багажная полка, тем более, бизнес-класса. Я бы понял: ограничения типа воздушного судна, асимметрия салона, бла-бла…если бы полки на другой стороне салона вмещали багаж за весь ряд. Но нет. Короче, морально готовьтесь лететь с ручной кладью в ногах.
Кстати о ногах. Шаг кресел очень приличный. Я не испытывал никаких проблем с теснотой
Если же поднять глаза, то над каждым креслом увидим индивидуальные вентиляторы и лампочки. Стандартные вещи, но почему-то на некоторых новых бортах их не бывает.
Ну а сбоку, между креслами рядов C и D воткнута не очень широкая консоль. На ней уже стояло по бутылочке воды до посадки.
В общем, достаточно устаревший и местами просто неудобный салон.
Ужин в бизнес-классе Iraqi Airways
Практически сразу после взлёта до безопасной высоты началась кормёжка. В бизнес-классе Iraqi Airways раздают по такой картонной коробочке
Внутри сразу и закуска, и основное блюдо, и десерт, и напитки
Закуска — два небольших бутербродика
А основное блюдо — 4 холодных врапа: 2 с курицей и ещё 2 с каким-то неопознанным мясом.
Это было съедобно. Но не более.
Удивило, что кроме коробочки не было никакого другого сервиса. Даже не налили чая/кофе. Хотя в коробочке был десерт. И чай в Ираке на каждом углу. На рейсе такой длительности можно было бы успеть налить стопку чая.
Но надо отдать должное, еды чуть более, чем достаточно. Хватило на весь перелёт вплоть до снижения. Это вам не Avianca.
Прибытие и странности аэропорта Басры
В Басре, как и в Багдаде, самолёт тоже припарковали на перроне, а не к телетрапу. Всех пассажиров снова набили в один автобус и отвезли в терминал. В терминале снова надо было прийти паспортный контроль. Но что более удивительно — надо было пройти и таможенный контроль!
На этом месте я окончательно перестал понимать, что происходит. Но решил в подробностях запомнить и рассказать вам. Будет что вспомнить.
Общие впечатления от бизнес-класса Iraqi Airways
У меня сложилось впечатление, что менеджеры Iraqi Airways ни разу не летали бизнес-классом и видели его только в фильмах. Сейчас поясню. Как обыватель видит бизнес-класс? «Ну там кресло широкое, покормят и вискарик нальют. Гы». Как бизнес-класс видит частолетающий пассажир? «Это комплекс сервисов, которые помогают с минимальной головной болью пройти все аэропортовые формальности и даже получить от полёта удовольствие». Кресло и еда* — это только вершина айсберга.
*В европейских авиакомпаниях сейчас вообще бизнес-класс — это обычные кресла эконома с заблокированным центральным рядом и едой из платного меню эконома только бесплатно. То есть, нет даже и этого, а весь бизнес как раз заключается в наземных услугах
И вот Iraqi Airways ставят широкие, но непрактичные кресла. Как-то на отвали кормят. Картинка бизнес-класса создана! Но они совершенно не упрощают перелёт в сравнении с экономом: те же стойки регистрации с очередью, та же очередь на досмотре, тот же общий набитый автобус. Более того, путаница с буквами рядов и узкие багажные полки в чём-то делают перелёт в бизнесе Iraqi Airways даже мучительнее, чем в экономе!
Впрочем, это же Ирак.
Долетел живой — и на том спасибо