Полёты в Левуку и обратно на Britten Norman BN-2 Islander

Полёты в Левуку и обратно на Britten Norman BN-2 Islander

Всем привет. Не так давно я уже рассказывал об опыте полёта на винтокрылом небольшом самолёте по Фиджи. Продолжаем повышать градус неадеквата! Сегодня я расскажу про два коротких перелёта на восьмиместном самолёте в глушь даже по меркам Фиджи.

Виновник сегодняшнего рассказа — Britten Norman BN-2 Islander с регистрационным номером DQ-FIC. Построен он аж в 1976 году, а с 2010 года эксплуатируется фиджийским перевозчиком Nortern Air.

Этот малыш весит чуть более полутора тонн имеет длину всего 11 метров. На борту могут находиться лишь 8 пассажиров. Максимальная скорость — 270 км/ч, а максимальная высота полёта — 4 километра. Но мы в этих перелётах таких показателей не достигали даже близко.

Одним из маршрутов, на который Northern Air ставит этот тип ВС — из столицы Фиджи Сувы (IATA: SUV) на остров Овалау со старой столицей Левука (IATA: LEV). Вот по этому маршруту и полетаем. Туда-обратно, с разницей 2 дня. Оба полёта занимали 12 минут, в ходе которых мы преодолели 47 километров.

В первой части («туда») я уделю больше внимания процессам регистрации, посадки и пейзажам вокруг, а во второй («обратно») — особенностям очень маленького аэропорта Левуки и салону Britten-Norman BN-2 Islander.

Сува — Овалау

Сначала надо сказать несколько слов о самом аэропорте Сувы. Несмотря на то, что это столичный аэропорт, он сильно уступает по пассажиропотоку и благоустроенности курортному Нанди. Аэропорт Сувы представляет собой длинный коридор с несколькими подъездами.

Один из подъездов — зона местной регистрации.

Авиакомпания Northern Air позволила себе арендовать целую одну стойку. Экран со статусом рейса? Бросьте, можно просто поставить табличку с названием города в деревянную подставку с надписью от руки.

Процедура регистрации поначалу кажется обыденной: отдаёшь паспорт, ставишь багаж на весы и ждёшь. Но ждёшь как-то подозрительно долго. Как и в местном терминале в аэропорту Нанди, здесь нет багажных лент: багаж взвешивается вручную на допотопных весах.

Потом на рюкзак вешают примитивную багажную бирку, раздаётся клацанье степлера, и девушка на регистрации отдаёт посадочный. И теперь становится понятно, почему так долго: он рукописный!

Как можно видеть, место в посадочном не назначено, рассадка будет осуществляться по инструкциям капитана.

На оборотной стороне посадочного была изображена карта маршрутов Northern Air. Забавно, но как раз Левуки на ней не было.

Но и это ещё не всё. Затем каждому пассажиру надо взвеситься! На тех же самых весах! Как знал, что надо начать ходить в зал перед отпуском.

Массу пассажира записывают в отдельный формуляр, который потом передают экипажу. На этом странная регистрация окончена. Экзотический перелёт ещё не начался, но я уже чувствую, что это будет нечто особенное.

Терминал

В целом, терминал Сувы представляет собой более унылое зрелище, чем большинство российских региональных автовокзалов.

Грязная зона практически не имеет мест для отдыха: было замечено лишь 8 железных кресел и, внезапно, iMac. Меньше всего ожидал увидеть здесь аймак. Что он там забыл?

Ещё в терминале есть кафешка, которая занимает чуть ли не треть его площади

Ассортимент — как и везде на Фиджи. Растворимый кофе и лепёшки с картофелем и тунцом/курицей

Досмотр очень неформальный. Как только сотрудники службы безопасности видят белого человека — они не интересуются больше его вещами. Они заводят шаблонный small talk с вопросами типа «Откуда? Надолго? Куда дальше?». В итоге, в чистую зону спокойно была пронесена небольшая бутылка воды.

Сама по себе чистая зона — две такие же железные скамейки и огромные панорамные окна.

Спустя пару минут сквозь зал ожидания прошёл капитан и направился к припаркованному BN2

Посадка

Ещё минута ожидания — и пассажиров пригласили к самолёту. Кроме нас летели ещё две японки, местного населения не было.

Если вы выходите первыми — вас сажают через дверь по правому борту. Выходите из терминала последними — сажают через левую дверь. Почему это важно?

Самолёт трёхдверный: через дверь левого бока осуществляется посадка на ряды 3 и 4, а с правого бока — на ряды 1 и 2. Так же по левому борту находится дверь для экипажа. Соответственно, чем раньше вышел через гейт — тем ближе к пилотам сидишь. Нагляднее это видно на левом фото инструкции по безопасности:

Мне повезло оказаться в числе первых пассажиров, покинувших терминал — соответственно, я занял ряд прямо за пилотами.

Помощник пилота попросил занимать места по 1 человеку в ряду. Полагаю, из соображений центровки.

После окончания посадки и закрытия дверей самим пилотом, как и положено, был проведён инструктаж. Он просунулся в дверь для экипажа и, облокотившись на своё кресло, в полоборота из кабины зачитал стандартные штуки типа «выходы там-то и там-то, жилеты под креслами, прочитайте инструкцию».

Взлёт

Вскоре пилот и его помощник уселись в кабину и начали выполнение стандартных процедур по чеклисту. Обилие кнопок меня быстро запутало, так что я просто наблюдал, как второй пилот производит выставку навигационных параметров.

Предполётные процедуры завершились включением двигателя. Britten-Norman BN2 заводится с таким же звуком, как и ВАЗ-2106! Очень непривычно слышать этот звук в самолёте!

Короткое руление привело нас на ВПП аэропорта Сувы. Трафик в этом аэропорту небольшой, так что ждать взлёта долго не пришлось.

Что это за жест? КВС показывает второму пилоту, что увеличивает тягу?

На эшелоне

Когда открывается обзор на три стороны — гораздо лучше ощущаешь себя в пространстве. Как будто сам расправил крылья и ощущаешь на себе все эти крены и тангажи. Жутко, но здорово.

Вскоре показался край острова Вити-Леву — основного острова Фиджи. Совсем короткий пролив отделяет его от небольшого острова Овалау.

Полёт проходил на скорости 190 км/ч и большую часть пути — на высоте 340 метров. Один раз мы заняли эшелон 1000 метров и тут же спустились с него до 300.

Низкий эшелон, возможность выглядывать в окна сразу по двум бортам…Идеальные условия, чтобы смотреть на красоту со всех сторон.

Тоже не очень понимаю, что происходит. Кажется, второй пилот предлагает своему коллеге дунуть после смены. Но это не точно.

Посадка

10 минут в воздухе — и по левому борту под крылом проступила ВПП аэропорта города Левука.

Ещё минута кружения над лесами Левуки — и полоса уже прямо по курсу.

Видеть полосу вместе с пилотами — специфическое удовольствие доступное только на первых рядах маленьких самолётов. Ну и через камеру в IFE некоторых дальнемагистральных бортов)

Но своими глазами — всё-таки другой уровень.

Приземление

Стук от едва заметного касания шасси о ВПП аэропорта Левуки быстро сменился скрипом тормозных колодок. Вроде второй день подряд летаю на «кукурузниках», а всё ещё не привык.

Руления, как такового, даже не было: мы просто свернули с ВПП в сторону терминала. Я бы даже сказал, «терминала». Да, этот деревянный ларёк — весь аэровокзал Левуки. Но о нём подробнее в разделе про обратный перелёт.

Практически сразу после остановки двигателей наземный персонал открыл двери и начал выгрузку багажа на единственную тележку.

Наземные службы были толерантны к пассажирам на перроне, так что времени на всякие фотосессии было с лихвой.

Тем временем, весь багаж уже был на телеге. Катить 20 метров 3 рюкзачка, а затем выкладывать их в терминале казалось абсурднымы действиями всем присутствующим. Так что грузчик просто предложил всем забрать свой багаж с телеги.

Как происходила выгрузка остального багажа: багажная карусель? Пфф, зачем? Можно просто передавать его через специальную калитку в «стене» терминала!

Помимо пассажирского багажа, с самолёта так же выгрузили и положили в такси почтовый мешок и несколько пачек газеты The Fiji Times. Похоже, рейс имеет важное социальное значения для острова Овалау. Поэтому, билет на него продаётся по плоским тарифам, а рейс не отменяют даже при низкой загруженности.

У терминала дежурит единственный таксист на пикапе «Тойота». Помимо перевозки пассажиров, он так же грузит к себе и все посылки с «большой земли».

До встречи через два дня, LEV!

Овалау — Сува

E-mail с билетом грозно просил прибыть в аэропорт как минимум за полчаса до времени вылета. А то регистрация закроется. Хотя даже Fiji Link на относительно больших ATR-72 закрывает регистрацию за 15 минут. Но кто я такой, чтобы спорить с правилами авиакомпании? Поэтому мчим в аэропорт из города Левука!

Аэропорт LEV

Спустя 20 километров избирательно асфальтированной и петляющей дороги нас встречает деревянный указатель. Здесь поворот на аэропорт

Грунтовка становится ещё более…грунтовкой. И через 150 метров мы оказываемся у терминала.

Да, это весь терминал. Да, он деревянный. И да, он одноэтажный с одной башенкой.

Зал ожидания даже не имеет стен. Большая часть терминала — это навес с забором по контуру. По периметру были установлены деревянные скамейки, на которых уже ждали своего вылета несколько фиджийских военных.

Регистрация

Единственным помещением со стенами оказалась половина навеса, в которой производилась регистрация. Стоек в привычном понимании не было, это что-то вроде ларька с одним окном.

У агента регистрации (а корректно ли его так называть?) уже лежали и ждали своего часа заполненные от руки посадочные на всех пассажиров. Тут же лежал рукописный лист со списком пассажиров. Уточнив число багажных мест, сотрудник аэропорта вручную вписал в список номера багажных бирок.

Но вот кое-что без участия пассажира провернуть не получится: всем пассажирам надо снова взвеситься! Для этого нужно пройти в кабинку и встать на весы.

Затем на те же весы кладут и багаж.

После взвешивания его вручную относят на грузовую платформу. Кроме наших двух рюкзаков на платформе была только одинокая деревяшка, которую я сначала принял за ящик. Но на деле это была ступенька для комфортной посадки в самолёт.

Посадка

За 15 минут до времени вылета к перрону приехал только что приземлившийся Islander.

И пока грузчики занимались свежей партией The Fiji Times, пилот отправился заполнять документы. Куда? Да всё в тот же ларёк!

Пора ждать открытия гейта! В аэропорту Левука-Овалау-Бурета всего один гейт. Ну гейт — это ещё громко сказано. Так, калитка.

А, и да, как легко заметить — никаких досмотров. Они здесь просто не нужны.

В этот раз полёт был ещё более камерным: обратно в Суву помимо нас летел лишь один абориген-военный. Он не заморачивался со сдачей багажа и просто скинул свой рюкзак в багажный отсек перед посадкой на борт. Наши же вещи добросовестно провезли 20 метров от терминала до борта и погрузили в хвостовую часть.

Я снова занял первый ряд. В отсутствии экипажа, отсюда открывался прекрасный вид на приборную панель.

На месте пилотов свободно лежал служебный планшет. Надо будет как-нибудь порассматривать хай-рез.

Салон

Как и в прошлый раз, командир попросил пассажиров занять по одному месту на ряду, пропуская ряд №3.

Во время прошлого перелёта я был так впечатлён видами вокруг, что совершенно забыл осмотреться в салоне. Исправляюсь.

Итак, в салоне 4 мягкие скамейки + одна скамейка пилотов. Креслами это назвать сложно. Это реально двухместные скамейки: индивидуальных кресел в привычном понимании тут нет. Зато обивка у этих скамеек мягче, чем у обычных самолётных кресел.

Кстати, за последним рядом кресел находится тот самый хвостовой багажный отсек. Теоретически, можно пользоваться багажом во время полёта как на бизнес-джетах!

Посмотрим, что же теперь нам доступно на пассажирском сиденье

Во-первых, зацените шаг кресел. Он просто микроскопический!

Индивидуальное освещение, вентилятор. Всё как у больших!

Помните стандартные лампочки «не курить/пристегните ремни» на потолке над креслом? Здесь такое тоже есть. Одна небольшая табличка с надписью всё тем же канцелярским штрихом.

…и…ФОРТОЧКА! Да, это форточка в самолёте!

Тем временем, пилот вернулся в кабину и прочитал инструктаж безопасности так кратко, что я вообще не уверен, а был ли он. Как только закрылись двери, я понял, что меня всё это время напрягало: место помощника пустует! Командир сегодня управляет самолётом в одно лицо.

Перелёт и посадка

Настройка рации.

Настройка GPS-навигатора.

Короткое руление привело нас к началу полосы. Здесь камнями выложено название аэропорта. Ну так, на всякий случай.

У края ВПП уже собрались аборигены-споттеры

Полетели!

Как только мы набрали более-менее стабильную высоту, КВС погряз в бумажной работе. Наверное, минуты 2-3 из 12 он заполнял бумаги.

Так как герметичность в самолётах такого типа не требуется, то иллюминаторы не обязательно должны быть овальными дырками в фюзеляже. В BN-2 Islander такие шикарные иллюминаторы, что невольно хочешь назвать их окнами.

А в этих иллюминаторах — красота, которую не видит уткнувшийся в бумаги пилот. Или он уже привык.

В этот раз скорость так же держалась на уровне 200 км/ч, а вот высота не скакала — стабильно 300 метров.

В прошлый раз я поражался тому, какой прекрасный вид с низкого эшелона. А на обратном пути у меня даже получилось вести прямой эфир в Инстаграме, чем я и занимался последнюю половину полёта!

Вот только в Москве был явно не прайм-тайм, да и однажды оборвалась связь. Но я сохранил видео в IGTV. Заходите, смотрите: там реально половина полёта вплоть до касания ВПП в Суве.

На обратном пути перед приземлением истошно пищала система предупреждения о приближении поверхности. Но это была мелочь, сели так же спокойно, как и на пути в Левуку.

Самолёт припарковали на дальней стоянке в Суве. Путь пешком до терминала был метров 100.

Багаж всё-так же выдавали на бесполезную карусель на открытом воздухе, которая даже не движется

Итог

Если будете на Фиджи — полёты на Northern Air — это must have. Такой уникальный опыт за относительно невысокую цену вы вряд ли ещё где-то получите!