Ночной поезд 🇷🇸Белград — 🇲🇪Бар. Самый роскошный вагон на Балканах.

Ночной поезд 🇷🇸Белград — 🇲🇪Бар. Самый роскошный вагон на Балканах.

Недавно я проехался в известном поезде из Сербии в Черногорию; поезде №433 «Ловчен». Изначально я думал, что это будет дежурный пост-репорт с актуальной полезной информацией. Но мне невероятно повезло: мне досталось место в вагоне из легендарного «Синего поезда» – личного поезда Иосифа Тито.

Так что сегодняшний пост получился и полезен, и красив, и ценен для ЖД-гурманов. Idemo!

🚂 Как купить билет на поезд Белград - Бар

К сожалению, купить билет онлайн на поезд Белград – Бар нельзя. Билеты продаются только в кассах на вокзалах в Сербии. В кассе можно оплатить картой

Касса на железнодорожном вокзале Белград-Центр

Для покупки билета не нужны никакие документы. Имени тоже нигде на билете нет. В кассе спросят только контактный телефон и имя. Моё имя, кстати, переписали на билет с ошибкой (Arton вместо Anton), но это ни на что не повлияло.

Билет состоит из двух частей: собственно, билета и резервации места

Билет на поезд Белград — Бар

Билет каждому пассажиру надо иметь свой. А резервация может быть общей всё купе

Резервация места в поезде Белград — Бар

💰Сколько стоит билет на поезд из Сербии в Черногорию

Цена на поезд между Сербией и Черногорией складывается из двух частей: цены перевозки и цены резервации места. Стоимость перевозки фиксированная: €21. А вот стоимость места варьируется:

  • В сидячем вагоне можно ехать без резервации. Но можно и выбрать себе место заранее за €3 во втором классе или за €5 – в первом.

Для купе обязательно нужна резервация. Она зависит от класса купе:

  • Место в 6-местном купе: €7
  • Место в 4-местном купе: €17
  • Место в 2-местном купе: €24.5

Таким образом, место в самом роскошном двухместном купе обошлось мне в €45.5 (€21 за билет и €24.5 за резервацию места)

📆 Откуда и во сколько отправляется поезд Белград – Бар

Старый центральный вокзал Белграда уже не вокзал. С тех пор поезд Белград – Бар потрепало: он отправлялся то с Топчидера, то с других вокзалов.

В 2024 году поезд Белград – Бар отправляется со станции Земун и делает большую остановку на вокзале Белград-Центр

Даже на табло поезд отмечен как Земун – Бар.

По-моему, так даже удобно: из Нового Белграда необязательно тащиться на отрезанный от мира вокзал Белград-Центр. Можно сесть в поезд у себя на районе.

Я же сел на вокзале Белград-Центр (Београд-Центар)

Прибытие поезда Белград — Бар на станцию Белград-Центр

На центральном вокзале поезд стоит комфортные 18 минут: сесть успеют все

При посадке проводник сверяет билеты со списком занятых мест. Так как билет неименной, то никакие документы при посадке не спрашивают. Зачем-то при входе в вагон проводник поменял мне купе: вместо купе №3 он направил в купе №5. Ну ладно.

Билет ещё раз посмотрели через 15 минут после отправления поезда и забрали. Перед высадкой — вернули, но только часть с самим билетом, без резервации. На билете стоял штамп валидации

Провалидированный билет на поезд из Сербии в Черногорию

⏱️ Расписание ночного поезда из Сербии в Черногорию

На март 2024 поезд отходил с конечной станции Земун в 20:05. Затем он за 7 минут приползал на станцию Белград-Центр. Со станции Белград-Центр поезд отправляется в 20:30. На конечную станции в Черногории по расписанию он приходит в 7:23 следующего дня. В Подгорице он будет на час раньше.

В обратную сторону, из Черногории поезд отправляется в 19:35. И приходит в Белград в половину седьмого утра на следующее утро.

В какую сторону лучше ехать?

Ну, тут надо решить, что важнее: непрерывный сон или классные виды.

При поездке из Сербии в Черногорию все самые красивые виды будут после рассвета. Но граница будет проходить глубокой ночью.

В обратную сторону граница будет проходить в комфортное время около полуночи. Но и лучшие виды окажутся скрыты, т.к. поезд будет проезжать серпантины после заката.

🛌 Как выглядит купе в поезде Белград - Бар

Переходим к самому интересному – обзору купе.

С первых шагов вагон показался мне особенным. Слишком роскошными выглядели шторы и стены в деревянной обивке.

Окончательно я убедился в необычности вагона когда зашёл в купе. Оно выглядело совсем не так, как в отчётах с какого-нибудь seat61. Я читал, что изредка можно попасть в особый вагон – вагон для сотрудников «Синего Поезда», личного поезда бывшего правителя Югославии Иосифа Тито. Такие вагоны изредка ставят в ночные поезда из-за дефицита обычных купейных вагонов. Чуть позже я изучил вопрос детальнее: и да, это он, тот самый редкий вагон! Невероятная удача! Так что сейчас я покажу его во всех, самых мельчайших деталях

Первое, что бросается в глаза – простор! Кровати раза в полтора шире, чем в РЖД. И проход тоже достаточно просторный. Ведь по ширине купе практически РЖД-шное, но нет второй пары кроватей.

Купе в поезде из Сербии в Черногорию

Нет и «третьей» полки для багажа, поэтому купе ощущается особенно просторным. Высота полок не угнетает: можно спокойно сидеть хоть на верхней, хоть на нижней полке не пригибаясь.

Верхняя полка крепится к потолку тросом массивными крючками. Даже такой брутальный элемент – в бархатной обивке!

Давайте посмотрим что есть в купе вдоль стенки, на противоположной стороне от кроватей. Ближе к двери находятся небольшой шкафчик и собственный умывальник с зеркалом.

Купе в поезде из Сербии в Черногорию

В тумбочку под умывальником спрятана мусорка.

Тут же, над умывальником – розетка (единственная на купе, но рабочая) и выключатели света.

А вот такое содержимое шкафчика. В нём 4 секции. Есть просто пустые ящики. А есть с коробочками и держателями внутри.

Все полочки с крепкими защёлками. Дверца под раковиной как бы тоже...но она была заметно расшатана и произвольно открывалась при наклоне вагона на поворотах. Так что на ночь эту дверцу приходилось подпирать.

Наконец над умывальником начинается полочка для багажа. Она решётчатая, так что без багажа визуально не сужает пространство. Места – полно. Сюда легко поместится два полноразмерных чемодана.

Багажная полка в купе в поезде из Сербии в Черногорию

Под полкой воткнуты 4 крючка. Если совсем придираться, то жаль, что нет вешалок.

Наконец, в углу приставлена лестница для залегания на вторую полку. Ступеньки лестницы тоже обиты каким- то бархатом.

Ну и под самим окном – сложенный столик и бархатный пуфик. Столик совсем небольшой, раза в 4 меньше, чем в РЖД

И со столиком связана ещё одна неисправность в купе: он просто не держался в открытом состоянии. Позже я нашёл крепление в шкафчике под раковиной, оно действительно было отломано. Жаль! Мог бы быть такой роскошный завтрак с утра перед панорамным окном.

Теперь детальнее посмотрим на кровати. В этой категории вагонов они уже заправлены, причём на двух полках сразу.

Кровать в купе в поезде из Сербии в Черногорию

Как я говорил, кровати шире, чем мы привыкли. Это ощущается даже когда на них просто сидишь. И уж совсем хорошо сидеть на верхней полке как на диване: в РЖД так не получится

Над каждой кроватью висит по кнопке «не беспокоить» и кнопке вызова проводника.

Купе раскрывает во всей красе, если поднять верхнюю полку. Тогда становится совсем просторно.

Это уже могло быть номером в каком-нибудь отеле Accor :)

Купе в поезде из Сербии в Черногорию без верхней полки

Без верхней полки становится заметно, насколько же шикарно это огромное окно. Над окном имеется блэкаут-шторка.

Окно в купе в поезде из Сербии в Черногорию без верхней полки

Две пипки на окне – это ручки, за которые можно его открыть. Надо приложить усилие и потянуть окно за ручки вниз. В максимально открытой позиции окно выглядит так:

Окно в купе в поезде из Сербии в Черногорию без верхней полки

Поездка по горам и тоннелям в купе в такой конфигурации стала вообще хайлайтом всей поездки по Балканам. Но о видах чуть позже

🚋 Общие помещения в купейном вагоне поезда Белград – Бар

Теперь давайте посмотрим на вагон из «Синего поезда». Тут у нас винтажные двери:

Общие помещения в вагоне тоже все обиты древесиной. Знак о запрете курения аборигенами тщательно игнорируется :)

Тамбур в поезде из Сербии в Черногорию

Так выглядит коридор у конца вагона. Дальше в тамбуре только склад постельного белья. Туалет на другой стороне.

Коридор в вагоне «Голубого поезда»

Так выглядит тамбур в другом конце вагона:

0:00
/0:07

В купейном вагоне поезда из Сербии в Черногорию только один туалет, в начале вагона. Базовые аксессуары на месте, поддерживалось всё в относительном порядке. Но не такое лакшери, как в купе. Обошлось без бархата.

Наконец, вот ещё всякие винтажные детальки вагона вроде громкоговорителя и табличек

А так выглядит коридор ночью. Лампочка над номером купе – индикатор «не беспокоить», его можно включить над кроватью

Всё, спокойной ночи. Надо выспаться перед пограничным контролем.

🛂 Граница в поезде из Сербии в Черногорию

Граница проходится достаточно стандартно, как в поездах в СНГ: пограничники сами заходят в купе. Проводник сам всех будит как только поезд останавливается на пограничной станции.

Станция Bijelo Polje, пограничная в Черногории

Единственное неудобство – сербский и черногорский паспортные контроли проходят на станциях, между которыми ехать час. Хоть сам контроль проходит довольно шустро, на все формальности от начала и до конца уходит часа два. И при поездке из Сербии в Черногорию, где граница ночью, сон получается очень разорванный.

В остальном, очень простая граница: ноль вопросов. На выезде из Сербии «белый картон» не просили. На въезде в Черногорию ни одного вопроса. Слышал истории, что к кому-то иногда пограничники вообще не заходили, и народ проезжал без штампов.

Забавный факт: поезд из Сербии в Черногорию проезжает 9 километров по Боснии и Герцеговине. Там нет остановки, поезд проходит этот участок насквозь, так что нет и пограничного контроля. Этот участок дороги — возле станции Штрпци, что недалеко от станции Прибой в расписании.
Боснию поезд проезжает где-то в 1-2 ночи в обе стороны

⛰️ Виды из поезда Белград – Бар

Наконец мы подходим к самому интересному – видам!

Станция Лутово

Ветка Белград – Бар – это 450 мостов и виадуков, 300 тоннелей и десятки километров путей прямо над обрывами. Больше всего таких приколов на черногорской стороне.

Я проснулся чуть после Колашина, на границе колашинского и подгорицкого районов. В этом время уже было светло, а поезд проходил по одной из самых высоких точек маршрута. Можно было видеть, насколько далеко снизу проходила обычная дорога для автомобилей

В пасмурную погоду поезд временами проходил прямо сквозь облака. Настолько высоко он забрался.

Вскоре поезд проехал с короткой остановкой станцию Лутово. Это вообще нечто: слева тоннель, справа тоннель, с одной стороны сбоку сплошная гора, а с другой – отвесной провал. Даже не знаю, для кого нужна эта станция.

Тем не менее, на станции Лутово мы сделали короткую остановку

0:00
/0:16

Далее около часа постоянно сменяются тоннели и отвесные виды вниз

Периодические въезды/выезды в тоннель раз в две минуты прекратились у станции Братоножичи. Тут поезд остановился и пропустил встречный состав.

Ожидание встречного поезда на станции Братоножичи

Да, все эти серпантины однопутные. Малейший сбой в расписании влияет на поезда в двух направлениях. Только на редких станциях вроде Братоножичи есть пути для разъезда

После этой станции стало меньше тоннелей, но начались акведуки. Теперь железная дорогая петляет зигзагом, и в окно можно видеть свой будущий путь.

Вот, например, вдалеке видно виадук возле села Рачи.

Виды из поезда из Сербии в Черногорию. Впереди виден виадук, по которому мы скоро поедем.

Виадук сам по себе в форме дуги, так что высунувшись из окна можно увидеть практически шотландские виды.

Виадук на пути поезда из Сербии в Черногорию

А между видом на предыдущий виадук и ним самим проходит другой виадук, Малая Риека. Легендарное сооружение! На момент постройки это был самый высокий железнодорожный мост в мире: его высота – 198 метров. Сейчас в мире есть жд-мосты повыше, но виадук Малая Риека остаётся самым высоким в Европе

Виды «Малая Риека» на пути поезда из Сербии в Черногорию

Вот так выглядит проезд по нему:

0:00
/0:10

Ближе к Подгорице поезд резко спускается и за полчаса-час снижает высоту с 1100 метров до 50-60. Вдали виден новый автомобильный мост Морачица.

Вид на мост Морачица из поезда из Сербии в Черногорию

Тут шотландские виды сменяются швейцарскими.

0:00
/0:15

Горы при этом никуда не деваются: поезд едет по каньонам вдоль рек, просто уже снизу

Но тоннели становятся всё реже и короче. Последний каскад из трёх тоннелей поезд проходит за 20 минут до прибытия в Подгорицу, возле села Виденье

Наконец, Подгорица. Тут мужики из вагона где-то успели намутить кофе. Не знаю, где и когда они успели, я бы не рискнул. Слишком непонятно, сколько поезд тут стоит и когда отправится.

Вокзал Подгорицы

Всё, конец? Ха, как бы не так!

  • Во-первых, Подгорица – не конечная, поезд идёт дальше до портового города Бар.
  • Во-вторых, до портового города он очевидно идёт вдоль моря. То есть, всего спустя час после горных серпантинов из окна показывают и море
  • Ну и в-третьих, по пути к морю поезд переезжает дамбу на Скадарском озере.

Подъезжаем к дамбе. До дамбы поезд идёт по насыпям в болоте, зрелище само по себе интересное

Болота возле Скадарского озера

Выглядит Скадарское озеро из окна поезда Белград – Бар как-то так:

Жаль, что со стороны Черногории озеро более...насыщено островами и вообще более болотистое. С албанской стороны кадры получались более впечатляющими.

Едем дальше

Виды из поезда из Сербии в Черногорию, подъезд к Сутоморью

Наконец, после короткой равнины поезд выходит к морю

Вид на море из поезда из Сербии в Черногорию, подъезд к Сутоморью

И ещё минут 20 поезд плетётся от станции Сутоморье до станции Бар. Если ваш путь лежит в Будву, Тиват или Котор, то выйти в Сутоморье – оптимальный вариант. До Бара нет смысла ехать. Разве что из интереса проехать всю ветку до конца или посмотреть Старый Бар.

🚋 Вагоны в поезде Белград – Бар

На конечной станции можно детальнее посмотреть на состав со стороны. Чего не было возможно сделать на тесноватом подземном перроне в Белград-Центр.

Вот сидячий вагон первого класса. Тут сиденья сгруппированы в сидячие купе. Типа как в «Невском экспрессе».

Сидячий вагон первого класса в поезде из Сербии в Черногорию

Сине-белые – это сидячие вагоны второго класса. Просто кресла подряд, без разделителей. Разрисованные вагоны – это спальные вагоны невысокого класса, на 4-6 коек.

После разрисованного вагона видно и наш, единственный синий вагон.

А в конце прицеплен автомобильный вагон. До него прицеплены ещё несколько спальных вагонов на 4 койки.

Автомобильный вагон поезда из Сербии в Черногорию

🇲🇪 Вокзал Бар

Не ждите от конечной станции какого-то дворца. Обычная станция, хоть и крупнее, чем «будки» по пути.

Вокзал Бар, вид с перрона

Удивило отсутствие обменников с сербских динаров. Да и вообще, вся инфраструктура вокзала – это зал ожидания да касса

Вокзал Бар, вид из города

От вокзала до центра Бара идти пешком минут 25-30. А автовокзал совсем рядом, в пяти минутах ходьбы. С него я и отправлюсь дальше по Черногории.


Фух, на этом наша поездка окончена! Спасибо, что доехали со мной до конечной. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, я там буду анонсировать новые большие посты. И про поезда, и про самолёты, и много ещё про чего