Бизнес-класс Qatar Airways на Boeing 737MAX8 (Тбилиси — Доха)

Бизнес-класс Qatar Airways на Boeing 737MAX8 (Тбилиси — Доха)
Бизнес-класс Qatar Airways на Boeing 737MAX8

Мы привыкли, что Qatar Airways – это высший класс. Во всём: от опыта в аэропорту до опыта на борту. Но вот мне довелось попасть на довольно странный рейс. Мне достался один из худших бортов во флоте Qatar Airways на 3-часовом перелёте. Сегодняшний пост – обзор одного из самых необычных бортов во флоте «катарцев» и об опыте перелёта на таком самолёте в бизнес-классе

Рейс

  • ✈️Авиакомпания: Qatar Airways
  • 🌎Направление: Тбилиси — Доха
  • Время отправления: 14:15
  • Время в пути: 3 часов 5 минут
  • 💺Место: 1A

Откуда у Qatar Airways вообще Boeing 737?

Я позволю уйти от своей обычной структуры обзора и вклиню сюда небольшой абзац про сам борт.

Если посмотреть на флот Qatar Airways, то будет заметна одна иррегулярность:

Флот Qatar Airways

Большинство узкофюзеляжников – это Airbus A320. И лишь недавно во флоте QR появились девять Boeing 737MAX8, чьи регистрационные номера идут подряд.

Выделяется и их конфигурация. В бизнесе – всего по 2 ряда обычных реклайнеров. Несмотря на то, что Qatar Airways ориентированы на премиум-сегмент и обычно имеют по 3-5 рядов бизнеса

Компоновка кресел на Boeing 737MAX8 у Qatar Airways

Разгадка проста. Эти самолёты строились не для Qatar Airways. Они были заказаны S7'ом. 2 ряда реклайнеров – это как раз их конфигурация. Но потом из-за войны новые «Боинги» не смогли быть доставлены в S7. И их оперативно перехватили Qatar Airways. Остаётся только догадываться, каковы были условия сделки: вероятно, слишком хорошие, чтобы задумываться о реконфигурации.

При этом, QR не стали сильно кастомизировать борты под себя. Кресла и лэйаут оставили прежними. При том, что кресла в бизнесе у S7 – ну совсем не лухари и не катарский стандарт. Но QR пообещали, что борты будут использоваться только на коротких фидерных рейсах в ОАЭ и Бахрейн. Там действительно лететь всего 40 минут, так что можно и потерпеть.

Тем не менее, обещание было нарушено. Сейчас при помощи своего инструмента отслеживания маршрутов я вижу такие борты на рейсах и в Багдад, Медину, Тбилиси и Баку

Направления Qatar Airways на Boeing 737MAX8

Особенно обидно, что регулярная замена борта произошла буквально за пару дней до моего рейса. До мая 2024 на рейсы в Тбилиси ставили Airbus A320 с плоскими кроватями.

Момент смены борта у Qatar Airways на направлении Тбилиси — Доха

Впрочем, с учётом того, как мне достался этот билет в бизнес...грех жаловаться :)

Как бронировался бизнес-класа Qatar Airways

Чтобы попасть в бизнес-класс Qatar Airways, я апгрейдился «за кеш»

Сегмент Тбилиси – Доха был частью билета Тбилиси – Доха – Лахор. Я искал, куда бы подешевле и поэкзотичнее улететь из Тбилиси, и нашёл такой вот one-way на Qatar Airways. Изначально весь билет был забронирован в экономе. За 6 дней до вылета я получил такие предложения по апгрейду в управлении бронированием:

  • 1507 GEL за TBS-DOH
  • 658 GEL за DOH-LHE

Я согласился на платный апгрейд на сегмент Доха – Лахор и не планировал апгрейдить первый сегмент из Тбилиси. Предложенная цена была неадекватная для узкофюзеляжника. В итоге, мне подтвердили апгрейд на Доха – Лахор за 6 дней до вылета.

Подтверждение платного апгрейда Qatar Airways

Однако, за два дня до вылета сам собой проапгрейдился и первый сегмент: из Тбилиси в Доху. Не знаю точно, с чем это связано: с апгрейдом второго сегмента, с моим новым статусом oneworld emerald или всем сразу.

И говорят, что дарёному коню в зубы не смотрят. А я посмотрю! И в деталях расскажу, что там увидел.

Регистрация бизнес-класса Qatar Airways в Тбилиси

Я приехал в аэропорт на Тесле за два часа до вылета, и через пару минут уже был у стоек регистрации.

В Тбилиси Qatar Airways используют аж 4 стойки. Очень щедро для узкофюзеляжника. Однако, на стойке регистрации бизнес-класса была небольшая очередь, но её не было на остальных стойках. И я без очереди прошёл к стойке эконома. У меня быстро посмотрели eTA для Пакистана и выдали посадочные на все сегменты.

Посадочный талон бизнес-класса Qatar Airways. И приглашение в бизнес-зал в Тбилиси

Вместе с посадочными талонами мне выдали приглашение в бизнес-зал. При этом, агент регистрации перенаправил печать на принтер на стойке бизнес-класса, чтобы выдать мне посадочные талоны на правильных, серебристых бланках

Прочие сервисы в аэропорту Тбилиси

Фаст-трек в TBS

В аэропорту Тбилиси есть фаст-трек, но пассажиры Qatar Airways не имеют к нему доступа. Он только для держателей премиальных карт Visa. Так что в очереди на досмотр надо честно отстоять свои 5 минут.

Лаунж в TBS

В Тбилиси лишь один бизнес-зал – Primeclass Lounge. Именно в него и выписывают приглашение Qatar Airways. Я забежал в лаунж на 20 минут лишь выпить кофе и почистить чемодан. Мне было неинтересно наедаться перед грядущим перелётом, а ещё хотелось пораньше зайти на борт.

Так что я не буду делать обзор. Их достаточно в паблике «Бортовое Питание» по соответствующему хештегу. Кому интересно – отсылаю в БП

Посадка и отправление из Тбилиси

Посадка была назначена с дальнего левого гейта 103 по телетрапу.

Boeing 737 MAX 8 Qatar Airways у гейта 103 в Тбилиси

Я пришёл к гейту за 10 минут до начала посадки и обнаружил аккуратно расставленные распределители очереди. Формировалось три очереди: приоритетная посадка, носовые ряды эконома и хвостовые ряды эконома.

Наконец, на 5 минут позже расписания объявили о скором начале посадки. Но люди ломанулись становиться в очереди даже от такого объявления. И даже на приоритетной посадке. Чтобы не потерять возможность сфотографировать пустую кабину, подорвался с места и я. К счастью, передо мной была только пара норвежских пенсионеров, которые летели в экономе и проходили по приоритетной очереди по статусу в oneworld. Так что они мне не помешали.

А затем пришлось долго ждать. Агент на гейте минут 25 разбирался с каким-то пареньком, который, видимо, зарегистрировался онлайн и не показал обратный билет из страны своего назначения, требуемый Тиматиком. Парня, по-моему, в итоге так и не пустили на борт. Не знаю, им ли была вызвана задержка, но в самолёт мы действительно на полчаса позже.

На борту меня как всегда поприветствовали с улыбкой

Пока я разбирал ручную кладь, мне не предложили убрать пиджак в шкаф.

Как только я разместился и закинул на полку ручную кладь, мне предложили welcome drink. Выбор был между лимонадом, апельсиновым соком и водой. Шампанское в Тбилиси на земле не сервируют. Я выбрал лимонад, и он действительно был хорош. Следом мне принесли меню на сегодняшний рейс.

К welcome drink принесли и влажную салфетку diptique. Хотя это скорее было похоже на полноценное полотенце.

Хоть посадка и началась с солидной задержкой, мы вылетели из Тбилиси примерно вовремя. Может, задержавшись лишь на 10-15 минут. Была отличная погода, а наша глиссада пролегала ровно над Тбилисским морем. С моего ряда "А" открывался отличный вид на весь город. Легко были различимы Мтацминда, Бассиани, Ваке и другие дорогие сердцу топонимы

Вид на Тбилиси при вылете из TBS

Пока взлетаем, давайте изучать кресло

Салон и кресло в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Салон бизнес-класса Qatar Airways на Boeing 737MAX8 – это всего 2 ряда реклайнеров в конфигурации 2-2.

Салон бизнес-класса Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

То есть, всего 8 мест.

Как можно видеть, кресла под Qatar Airways вообще не кастомизировались. Это точь-в-точь бизнес-класс S7. Разве что салфеточку на подголовнике поменяли. И сняли логотип S7 со стенки.

Кресла бизнес-класса Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Само кресло – стандартный реклайнер со вполне обычным углом наклона кресла. На кресле уже ожидали подушка и упакованный флисовый плед. В течение полёта я клал плед на ближайший к окну подлокотник и использовал его как подушку. В такой конфигурации кресло становилось чуть удобнее.

Кресло бизнес-класса Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

В первом ряду места для ног вполне достаточно на мой средний рост. В стенке напротив есть вместительный двойной кармашек.

Место для ног в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Отмечу, что в первом ряду нет совершенно никакой поддержки для ног. Даже «педальки», не говоря уже об отдельной подъёмной панели в кресле. «Педалька» есть только во втором ряду. Так что полёт в «Максе» Катарцев – это всегда компромисс: иметь перед собой пространство без кресла соседа или иметь поддержку для ног.

Теперь посмотрим на подлокотники. В левом подлокотнике спрятан столик. Это стандартный механизм для всех 737MAX8

Столик в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Сначала столик раскладывается в половину столика, из которой можно открыть дополнительную подставку. Не знаю наверняка, для чего. Возможно, для гаджетов.

Ну а далее столик раскладывается в стандартную поверхность.На правой стороне нет никакого дополнительного фиксатор, столик держится на весу

Столик в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Консоль между креслами чуть более функциональная. Посередине – небольшой общий столик для напитков, общий для двух пассажиров.

Место для хранения в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing 737 MAX8

Под столиком – единственная кнопка управления креслом, кнопка откидывания спинки кресла.

Я бы не обратил на это много внимания, но буквально пару недель спустя летал на 737MAX8 у Turkish Airlines. И «туркишей» здесь три кнопки: помимо реклайна у них управляется поддержка ног и смещение сидушки в горизонтальной плоскости. На таком контрасте особенно чётко видно, насколько же базовая комплектация «Макса» досталась Катарцам

В подлокотник ничего не вмонтировано, он – просто подставка для рук.

Под подлокотником нашлось ещё одно глубокое место для хранения. В нём уже была бутылка воды. А в задней стенке вмонтирована розетка. Она работала только после взлёта. Разъёмы: универсальный штекер на 220V и USB.

В целом, этот кармашек удобный, но рискованный: есть вероятность что-то там забыть из-за темноты. И есть риск случайно что-то положить не на полочку, а уронить внутрь кресла. Зато этот «карман» всегда под рукой.

Питание и сервис в бизнес-классе Qatar Airways из Тбилиси в Доху

Ещё на земле, перед взлётом, у меня приняли заказ на обед. Выбор еды и напитков (кроме вин) был таким:

На обед я выбрал грузинскую закуску, стейк и чизкейк.

Обратите внимание на раздел Iced Cofee на странице с Soft Drinks. Тут есть примечание, что этот напиток недоступен на Boeing 737. Как раз мой случай. Ещё один аспект сервиса, который вы недополучаете на этом самолёте.

Отдельная брошюра была посвящена винам. Какой хороший выбор!

Даже не столь важно, что это за вина. Но сам процесс выбора между Laurent-Perrier la Cuvee Brut и Duval-Leroy Brut Rose, между винтажным блендом из Бордо и свежим австралийским ширазом...Это отдельное удовольствие.

Разумеется, для старта я выбрал шампанское. Laurent-Perrier на этом рейсе лился рекой.

0:00
/0:07

Аперитивная порция была подана с тёплыми орешками. В это время мы пролетали где-то над горами на границе Армении и Ирана. Такие уроки географии я бы не прогуливал!

Спустя пару минут мне сервировали стол. Серая поверхность вмиг превратилась в солидное место для обеда. А ещё спустя пару минут мне принесли и закуску

У меня вызывает большое уважение, что Qatar Airways ради одного рейса в Тбилиси в день всё равно заказывают грузинские варианты блюд. Да, скорее всего, их готовит тбилисский кейтеринг. Но со стороны QR тоже требуются усилия, чтобы это менеджерить. Спасибо им за репрезентацию страны отправления!

Так выглядела поляна с закуской в момент начала трапезы:

Грузинская закуска в бизнес-классе Qatar Airways на рейсе из Тбилиси в Доху

Далеко не везде на земле предлагают такую сервировку.

В качестве Main course я заказал стейк с овощами. Не столько из любви к мясу (хоть и это тоже), сколько ради теста: справятся Qatar Airways со стейком в небе или нет. В принципе, я заранее знал ответ, ведь у меня не спросили степень прожарки :)

Возможно, сервис Qatar Airways настолько хорош, что бортпроводник прочитал мои мысли. Сейчас и проверим.

Стейк в бизнес-классе Qatar Airways на рейсе из Тбилиси в Доху

Но сначала – пейринг с вином! Стейк с шампанским – это дичь какая-то (pun intended). Так что я попросил оформить мне бокал Château Cos Labory Saint-Estèphe (Grand Cru Classé) урожая 2015 года. Рейтинг на vivino: 4.1, средняя цена – $52. Как и полагается, мне налили дегустационную порцию, и лишь после «ок» сервировали полноценный бокал.

Поехали!

Вино действительно было на уровне. Мощная ягодная бочка, бархатистая танинность и лёгкая йодистость. Самое то под тяжёлое мясо.

Что же касается стейка...предлагаю вам самим оценить, как называется эта степень прожарки на разрезе :)

Ну, я не сильно расстроился. Стейк в небе – это действительно сложное испытание. Но надо отдать должное – это был достойный и мягкий вырез (вероятно, филе миньон?). Он не был резиновым, и, скорее всего, готовился в су-виде. И уж точно это было сытно.

Ну а мы переходим к десерту. К сожалению, чизкейк на мне закончился. Пришлось выбрать следующий вариант – свежие фрукты. К десерту я заказал шафрановый карак-чай. К сожалению, чай я заказал раньше, чем узнал, что чизкейк недоступен. Иначе к фруктам я бы заказал что-то другое. К моменту подачи десерта мы пролетали над каким-то соляным озером в Иране

Шафрановый карак-чай оказался плосковатым. На следующих перелётах я заказывал кардамоновый карак, он мне понравился больше.

Кстати, ещё одна деталь! Когда мне пришлось поменять десерт, у меня собрали все столовые приборы, включая десертную ложку. И принесли взамен ещё одну чистую вилку, более подходящую к фруктам.

После ресторанной кормёжки всем пассажирам выдали по две конфетки от Läderach. Они...хороши. Просто хороши, без восторга.

По мере приближения к Персидскому заливу, иранский пейзаж становился всё зеленее. А перляж «Лорен-Перье» во «флейте» – всё слабее.

Рефиллов более не хотелось, так что давайте посмотрим на другие элементы бизнес-класса Qatar Airways

Дорожный набор в бизнес-классе Qatar Airways

Маленький дорожный набор уже лежал на центральном подлокотнике при посадке. Это какой-то новый формат, которого я ранее не видел у QR

Содержимое тоже очень скромное:

  • Маска
  • Носки
  • Беруши

Всё. Больше ничего нет, ни единого предмета косметики.

Вот уж не знаю: этот усечённый тип дорожного набора привязан к длительности рейса или к типу самолёта. Если к типу самолёта и такие усечённые наборы выдают на 40-минутных рейсах – это ок (хотя, какой сон на таком коротком рейсе?). Если же Qatar Airways перешли на такие наборы на 3+-часовых рейсах – это беда. Мне нравилась их косметика, во всех ротациях.

Состояние туалетов в бизнес-классе Qatar Airways на Boeing

После плотного обеда я пошёл инспектировать бортовой гальюн. Вне зависимости от авиакомпании, туалеты в Boeing 737MAX – это издевательство. Они тесные, маленькие, а раковина – вообще игрушечная. Не стал исключением и «Макс» у Qatar Airways

Но в плане аксессуаров Qatar Airways как всегда молодцы. В туалете бизнес-класса есть одноразовые зубные щётки, бритвенные наборы и набор косметики. Санузлы весь полёт поддерживались в чистоте. Даже край туалетной бумаги всегда был свёрнут уголочком. Вот из таких мелочей и формируется магия Qatar Airways!

Из косметики в туалете бизнес-класса стояли как всегда:

  • лосьон для рук,
  • мист для лица (есть ли корректный перевод на русский?)
  • и жидкое было

Всё от бренда дикпик Diptique.

Раз полёт выдаётся скучным, пассажиров в кабине немного, а бритвенный набор вот он тут...почему бы не побриться прямо в самолёте? Никогда раньше так не делал

Опыт необычный, но не очень удобно. Лэвэтори в «Максе» тесные даже для меня. Зато сэкономил время в роскошных лаунжах на земле.

IFE на Boeing 737 MAX 8 у Qatar Airways

Как было видно при описании кресла, никаких экранов в 737MAX у Qatar Airways на предусмотрено. Это логично, ведь S7 никогда не заказывал IFE в виде экранов, предпочитая стриминг через WiFi.

Но вот на «катарском» Boeing 737MAX8 похоже не стали заморачиваться с лицензированием стриминга через WiFi. Хоть стриминг и заявлен на сайте, сети WiFi не было видно на борту. Так что катарский «Макс» остался и без экранов, и без стриминга. Развлекай себя сам.

Насколько я знаю, раньше на таких рейсах Катарцы выдавали индивидуальные планшеты. На моём рейсе их не было. Так что можно констатировать полное отсутствие IFE. Если, конечно, не считать виды на Иран за развлечение :)

Прибытие в Доху

Практически сразу после пролёта над Ираном началось снижение. Было любопытно разглядывать нефтяные вышки в Персидском Заливе.

Мы подлетали к Дохе с северо-востока, и команда "cabin crew prepare for landing" прозвучала примерно над Lusail islands. Далее глиссада проходила аккурат над берегом с лучшими отелями Дохи

В Дохе мы мягенько сели с севера, и покатились мимо стройки в аэропорту. Казалось бы, куда его ещё расширять? Я не привык даже к новому конкурсу с садом (где гейты C22 - C70). А они всё строят и строят!

Стройка в аэропорту Дохи

И далее мимо строек мы неспеша прикатились к гейту А4. Это удачный вариант, не надо далеко идти по терминалу на пересадку. Высадка проходила через телетрап.

Гейта А4 в аэропорту Дохи

После короткой прогулки по терминалу я без проблем нашёл Arrival Lounge и без очередей прошёл приоритетный паспортный контроль через живого человека. Я выгуливал новый паспорт, и он ещё не был зарегистрирован в катарских e-gate'ах. Попасть к живому пограничнику без очереди – большая удача. И благодаря прибытию через приоритетный лаунж, я легко решил эту проблему на ближайшие 10 лет. Теперь я смогу проходить паспортный контроль в Катаре через е-гейты без особых очередей.

Общие впечатления от бизнес-класса Qatar Airways на Boeing 737

Катарцам спасибо за бесплатный апгрейд! Обед был хорош, да и побриться на борту – редкое удовольствие.

Почти всё остальное – не уровень QR. Bо многом, это проблема «неродного» самолёта. Но это всё равно не оправдание: их обещали использовать только на коротких рейсах по Заливу. И нарушение этого обещания сильно сказалось на пассажирском опыте. Когда шеф кабины спросил у меня фидбек по прошедшему перелёту, я передал своё пожелание убрать «Максы» с длинных рейсов в Тбилиси и Баку. Это, конечно, не в его власти, но вдруг кто-то действительно анализирует фидбек...

Впрочем, есть вещи, которые не получается оправдать только типом самолёта. Например, сильно урезанный дорожный набор, который от эконома теперь отличается только сумочкой. Или полное отсутствие IFE, которое перестали даже пытаться сгладить.

При этом объективные недостатки не смогли затмить некоторую необъяснимую «магию» в сервисе. Crew обращали внимание на многие мелочи, и сервис был поистине пятизвёздочным. Сложно в одном предложении объяснить, в чём это выражалось. Это набор каких-то незначительных деталей, которые создают шикарное интегральное впечатление. Иронично, что в моём следующем рейсе с Qatar Airways почти всё было наоборот: шикарные борт и «железо», зато почти полное отсутствии катарской «магии» в сервисе.

🔔 Но обо всём по порядку. Подписывайтесь на мой телеграм-канал и следите за новыми анонсами.