Международный транзит в аэропорту Эр-Рияда без визы
На днях я совершил нетривиальную операцию: самостоятельную международную стыковку в аэропорту Эр-Рияда по разным билетам. И без визы: то есть, без прохождения паспортного контроля. В аэропорту Эр-Рияда эта процедура производится очень специфично, поэтому делюсь с вами опытом такого транзита
Максимально коротко: можно ли сделать пересадку в аэропорту Эр-Рияда без визы?
Более подробно: как происходит пересадка в аэропорту Эр-Рияда без визы.
В аэропорту Эр-Рияда есть три действующих терминала:
- Терминал 1 для международных рейсов (кроме SAUDIA и SkyTeam)
- Терминал 2 для международных SAUDIA и SkyTeam
- Терминал 5 для всех внутренних рейсов.
Очевидно, международный транзит применим только к терминалам 1 и 2. Во втором терминале всё достаточно просто: Saudia продаёт стыковочные билеты, там оборудована транзитная зона, и вряд ли что-то вызовет затруднения. Здесь же речь пойдёт о другой случае: пересадке в Терминале 1.
Исходные данные
Для начала расскажу, какова была моя ситуация.
Билет из Эр-Рияда
Собственно, Эр-Рияд возник из-за необходимости использовать сегменты от прошлой поездки. Из Эр-Рияда предстояло лететь Lufthansa. Они летают из первого терминала. Я был готов не сдавать багаж.
Lufthansa позволила мне пройти онлайн-регистрацию и выписала электронный посадочный, который я распечатал и взял с собой.
Билет в Эр-Рияд
В Эр-Рияд я прилетал авиакомпанией OmanAir из Ченная с пересадкой в Маскате. На всех этих рейсах я не сдавал багаж, чтобы не осложнять себе транзит: всё тащил в ручной клади. OmanAir летает в первый терминал.
Время на стыковку
Рейс в Эр-Рияд был подобран так, чтобы не очень долго торчать в аэропорту RUH, но и оставить время на непредвиденные разборки. Между моими рейсами было 5,5 часов по расписанию.
Виза
Я обладатель паспорта РФ, мне положена электронная виза Саудовской Аравии и виза по прибытии.
У меня уже есть мультивиза Саудовской Аравии, но я в этот раз путешествовал без паспорта, на который она выдана, так что воспользоваться ей не мог.
Тем не менее, в Ченнаи меня смогли спокойно зарегистрировать до Эр-Рияда, поскольку Тиматик допускает получение визы по прилёту для граждан РФ. Так что в случае форс-мажора при таком транзите я мог просто заплатить $117 за визу. Но делать этого очень не хотелось.
Таким образом, у меня были посадочные талоны на оба рейса из одного терминала, было достаточно времени, но не было багажа и визы. Условия достаточно благоприятные.
Сам процесс транзита в аэропорту Эр-Рияда
Итак, вы выходите из терминала, идёте по указателю «International Transit», и пока ничего не подозреваете.
Проходите мимо визитной карточки RUH: огромного фонтана.
Всё выглядит нормально. Пока, в итоге, линия-указатель на полу не прерывается у южного конца терминала.
Здесь нас встречает рамка досмотра…и всё. Я сначала честно пытался положить рюкзак на ленту, но заметил, что за монитором интроскопа никто не следит. Поэтому просто прошёл насквозь, ожидая, что будет дальше. А дальше ничего не будет: тупик. Вернее, две двери, и обе: «Только для персонала».
Одна из этих дверей вела к закрытому гейту №18 с обратной стороны. Другая же — в непарадные, технические помещения аэропорта.
Надо заметить, что мои исследования служебных зон аэропорта отзывались полнейшим пофигизмом изредка проходящих мимо сотрудников, даже несмотря на мой яркий наряд в тот вечер.
В конце концов, я просто обратился к мужику на стойке «Flight information» неподалёку от тупика. Как оказалось, именно к нему и надо было обратиться с самого начала.
На стойке спросят посадочные на оба рейса, скажут «ноу проблемс», и по рации позовут специального человека, который рулит процессом. Теперь остаётся ждать. Так как ждать особо негде, то сотрудник на стойке любезно предложит присесть в инвалидную коляску: здесь, у южного конца терминала как раз их основное хранилище в аэропорту Эр-Рияда.
С этого момента начинается сюрреалистичное безумие. Каждое новое взаимодействие (даже повторное) с любым сотрудником аэропорта сопровождается фразой «Транзит? Ноу проблем!». Вдобавок, мужик, к которому я обратился изначально, периодически норовил усадить меня в коляску: «Relax, sir, take a sit, no problem!».
Итак, сначала с интервалом в 10 минут, ко мне пришли двое сотрудников аэропорта. Они посмотрели на паспорт, посмотрели на посадочные талоны, почесали голову и просто исчезли. Не знаю, в чём была их функция. Но за время ожидания я обратил внимания, что за компьютером на стойке Flight Information лежит целый ящик с бланками посадочных талонов и багажных бирок всевозможных авиакомпаний, которые только летают в RUH. Во-первых, это было просто красиво (радость авиагика)! Во-вторых, это говорит нам о том, что можно прийти и без распечатанного посадочного: необходимые ресурсы для его печати в чистой зоне есть.
Затем, наконец, пришёл самый «полезный» участник действия. Ещё один сотрудник аэропорта вновь посмотрел на мои посадочные и паспорт и принялся кому-то звонить, но уже не по рации. После чего попросил мой паспорт и посадочный на следующий рейс.
Он сфотографировал на телефон первую страницу паспорта, посадочный и шенгенскую визу и отправил кому-то по WhatsApp! Privacy, personal data processing? Не, не слышали! На том конце чата, по словам, сотрудника аэропорта, был супервайзер «Люфтганзы».
Как только супервайзер дал добро на мою посадку, мне дали заполнить «Transit Passenger Manifest«- бумагу, в полях таблицы которой надо было просто написать своё имя, номер паспорта и национальность. Тут же по рации вызвали ещё одного, уже пятого человека, участвующего в моём транзите.
Ну и наконец, пятый сотрудник аэропорта оказался оператором интроскопа. Он с широкой улыбкой попросил меня положить рюкзак на ленту, а на вопрос о том, нужно ли доставать ноутбук и жидкости, ответил, «ноу проблем». (кстати, вы же не забывали после каждого дейтсвия любого сотрудника мысленно подставлять «транзит ноу проблем»?). Так же без отдельного напоминания я кинул ремень и браслет в лоток, на что оператор интроскопа поднял два больших пальца и с широченной улыбкой сказал «ю а намбе ван, май френд!«. К слову, в этот момент на экране проехал мой рюкзак, но никого не волновало, что внутри.
Ну и в итоге, то, ради чего мы все тут собрались: меня наконец проводили в зону вылетов!
Основной сотрудник, который мною занимался, позвал меня за собой в техническое помещение и вызвал там лифт. Для этого не потребовалось открыть ни одной двери, да и сам лифт не требовал никакой карточки для запуска. Теоретически, воспользоваться им мог любой желающий…Так что если очень спешите, то можете напролом пройти к лифту: до этого надо дойти до упора по коридору войти в левое служебное помещение, и в нём справа окажется нужный лифт.
Мы проехали один этаж вверх и оказались в зоне вылетов, у гейта №18, справа от Burger King.
Казалось бы, всё, ты в зоне вылетов, проблема решена. Но сотрудник аэропорта зачем-то взял мои посадочный и паспорт, попросил подождать…и пропал на 20 минут. Я так и не понял, зачем это было нужно. По итогам этого ожидания ничего не поменялось: он вернул мне паспорт и посадочный талон и сказал, что я спокойно могу проходить на посадку, когда её объявят.
Напоследок, я спросил, какой лаунж мне положен по бизнес-классу Lufthansa. Им оказался Plaza Premium, который находится как раз у гейта №18. К моменту моего свободного плавания по зоне вылетов аэропорта Эр-Рияда, до вылета оставалось 4 часа.
Посадка на борт прошла штатно, и я дальше спокойно отправился во Франкфурт.
Итог
Пересесть в Эр-Рияде по разным билетам без визы — операция долгая, но возможная.
Заведомо можно её произвести, если иметь на руках посадочные талоны на оба рейса и не иметь багажа.
По косвенным признакам так же смею предположить, что в аэропорту есть возможность и распечатать следующий посадочный, и перегрузить багаж. Но на себя это не проверял и не знаю, насколько эти операции продлят время ожидания.
Ну а самым смелым и дерзким напоминаю, что в принципе, ничто вам не мешает просто пройти в нужный лифт, его расположение я уже спалил. Это самый короткий путь вновь оказаться в чистой зоне отправлений. Но при такой операции вам точно нужен на руках посадочный и нужно не сдавать багаж на прибывающем и убывающем сегменте.