Общественный транспорт Сиднея: инструкция по применению
Сидней — мегаполис даже по меркам мира, не говоря уже об Австралии. Поэтому транспорт Сиднея — тот ещё квест. Но при грамотном использовании, из общественного транспорта Сиднея можно выжать очень многое за умеренную цену. И сейчас покажу несколько лайфхаков которые позволяют заметно сэкономить на проезде в Сиднее. В частности, как недорого добраться до аэропорта Сиднея и из аэропорта Сиднея в город.
Все цены в посте указаны в австралийских долларах ($, $A, AUD). Под «долларом» по умолчанию будет пониматься именно австралийский доллар. Сейчас $1 = 42 рубля.
Информация актуальна на февраль 2020 года, но то тексту расставлены ссылки на актуальные источники.
Поехали.
Карта Opal и приложение Opal Travel
Opal — это продвинутый аналог московской «Тройки». На эту карту так же кладётся определённая сумма денег, которая списывается при каждой поездке.
Даже если ваш визит в Сидней достаточно короткий — я рекомендую купить транспортную карту Opal. Большинство способов сэкономить на транспорте Сиднея работают только если есть «Опал».
В общем случае, карта Opal бесплатна: за неё не надо платить залог. Но минимальный депозит при покупке карты — $10. Эти деньги будут лежать на карте и их все до последнего цента спокойно можно потратить.
Ну и конечно, поездка по карте Opal дешевле, чем поездка по разовому билету. Поездка на одном виде транспорта по карте Opal позволяет сохранить $0.6 — $4.5 за одну поездку в зависимости от дальности. Да, кстати, карту надо прикладывать и на входе, и на выходе из каждого вида транспорта: цена зависит от расстояния. Если не приложить карту на выходе, то спишут максимум за поездку по маршруту.
На обратной стороне карты написан её номер и PIN-код. По этим данным на сайте TransportNSW или в приложении OpalTravel можно посмотреть свой текущий баланс и историю поездок.
Кстати, приложение очень удобное: в нём легко можно пополнить баланс карты, спланировать маршруты по городу и сразу узнать стоимость за всю поездку по маршруту с учётом всяких скидок.
Но о приятных скидках — позже. А пока давайте выберемся из аэропорта Сиднея.
Выбираемся из аэропорта Сиднея в город
Способ 1: Поезд
Тут, как водится, две новости: хорошая и плохая:
Хорошая: в аэропорт Сиднея регулярно ходят городские поезда.
Плохая: это о-о-очень дорогие поезда. Поездка из аэропорта в город стоит $18! Причём, $14 из этих 18 — это сбор за использование аэропортовой станции.
Ситуации бывают разные. С кучей чемоданов, наверное, можно согласиться и на поезд прямо из аэропорта. Но рядовой бэкпекер предпочтёт этот сбор обойти и заплатить лишь ~$4 тарифа. Это можно сделать, причём для этого есть даже два способа:
- Доехать на автобусе до ближайшей не-аэропортовой станции метро
- Дойти пешком до ближайшей станции метро.
Рассмотрим подробнее каждый из способов
Способ 2: Автобус + поезд
Тут нам помогут автобусы №400 и №420, что идут из международного терминала SYD до станции поездов Mascot. Более того, эти автобусы идут из международного терминала аэропорта с промежуточной остановкой в местном терминале. А это значит, что способ с автобусом работает сразу для двух терминалов.
Но есть два подвоха. Изложу их по порядку.
Нам нужна карта Opal
Во-первых, билет на этот автобус нельзя просто так купить на остановке или у водителя. Нам потребуется пресловутая карта Opal. Единственное место в аэропорту Сиднея, где можно купить карту Opal — это касса ЖД-станции. То есть, сначала спускаемся к кассам, покупаем там карту, а потом возвращаемся на поверхность и ждём автобус. И тут нас ждёт второе разочарование.
Минимальный депозит за карту Opal в аэропорту
Депозит за карту, купленную в аэропорту увеличен и составляет целых $35 вместо $10! То есть, в любом случае, придётся оставить в аэропорту 35 австралийских долларов.
Но не волнуйтесь, эти деньги не пропадут: их можно тратить на весь транспорт Сиднея и агломерации, и даже больше! И не забывайте, сколько мы экономим, ведь:
При таком маршруте, на дорогу из аэропорта Сиднея в центр с пересадкой на автобусе уйдёт около $3 вместо $18. Экономия составит $15!
А это уже почти половина залога! Но и огромного залога можно избежать.
Способ 3. Пешком + поездом
Гулять по Австралии приятно, а если вы ещё и налегке — так вдвойне приятно. Поэтому до ближайших станций метро можно просто дойти, благо, они не очень далеко. В обмен на небольшую усталость и потраченное время мы получим экономию в деньгах: на станциях вне аэропорта можно будет купить карту Opal с минимальным залогом в $10. Только вот терминалы в SYD находятся на разных сторонах лётного поля, поэтому чисто географически к каждому из них нужен свой подход.
Пешком из местного терминала
Из местного терминала удобно дойти до той же станции Mascot. Забиваете маршрут в навигатор — и через 20 минут вы уже на месте.
Вся дорога меньше двух километров, так что это должна быть простая прогулка.
Пешком из международного терминала
Из международного же терминала идти до станции Mascot попросту бессмысленно. Шаттл между терминалами есть, но поездка в нём — по посадочному талону на внутренний рейс. Поэтому из международного терминала пойдём к станции Wolly Creek, что тоже в 20 минутах ходьбы от терминала.
Для этого сразу после выхода из терминала надо перейти дорогу к парковке P7 и забраться на её крышу по указателям «Footbridge and cycleway». Эта дорога выведет нас на мост, а там уже и до метро рукой подать, самое сложное позади.
Если избежать и автобуса, дорога из аэропорта Сиднея в центр город будет стоить чуть больше $3.
Итак, я показал, как избежать дьявольского сбора в $14 и уехать из аэропорта Сиднея в центр города недорого. Цена у двух способ практически не отличается, но отличается залог за карту: либо идём пешком, либо платим повышенный залог. Выбирайте внимательно между этими двумя опциями, что больше подходит вашим потребностям.
Давайте теперь посмотрим, как недорого передвигаться по самому Сиднею и окрестностям.
Лайфхаки в транспорте Сиднея: пересадки, франшизы и еженедельные награды
Дневная и недельная франшизы
В Сиднее нет туристических проездных на несколько дней. Предвижу разочарование, но всё не так плохо. Вместо проездных, транспорт Сиднея использует концепцию франшизы. Звучит сложно, но на самом деле, нам же это только удобнее.
Работает это так: вы катаетесь на транспорте Сиднея по карте Opal, деньги списываются, но как только списание за день или за неделю превышает определённый лимит — все дальнейшие поездки бесплатны.
В настоящий момент, эти лимиты такие: $15 в день или $50 в неделю.
По сути, это тот же самый дневной проездной, только с ним нельзя лохануться. Ведь бывают ситуации, когда купил билет на день, но планы поменялись, и он не окупается. Так вот, в Сиднее такая ситуация исключена.
Воскресная франшиза
Звучит слишком хорошо, наверное, есть подвох? А вот и нет, самую топовую фишку я оставил напоследок.
Лимит по воскресеньям снижен с $15 до $2.80!
Иными словами, кататься в воскресенье по Сиднею и окрестностям очень и очень дёшево. Почти бесплатно! На этот день стоит запланировать поездку куда-нибудь далеко.
Например, я съездил в воскресенье в парк Featherdale: путь занял около часа на поезде и ещё 15 минут на автобусе только в одну сторону. И за это с меня списали $2.70 (цена на транспорт Сиднея недавно поднялась, да). В обычный день я бы только за дорогу в одну сторону заплатил чуть больше $5
А ещё дорога обратно! Более, того в этот я день ещё несколько раз катался на метро, один раз на трамвае и даже один раз на пароме. Вне воскресенья все перемещения стоили бы мне $24! Так что дальние вылазки возле Сиднея лучше планировать на воскресенья.
Скидка за пересадку
Я специально не расписывал, сколько стоят автобус и поезд при отправлении из аэропорта, потому что цены за эти поездки не просто складываются. Знакомьтесь, ещё одна убойная функция карты Opal:
При пересадке с одного вида транспорта на другой из стоимости второй поездки вычитается $2!
Пересадку надо совершить в течение 60 минут с момента высадки из последнего вида транспорта.
Давайте покажу на том же примере аэропорта. Вот отдельно автобус Airport T1 — Mascot и поезд Mascot — Circular Quay стоят $2.20 и $2.47 соответственно
Когда я прилетел с Фиджи, за поездку из аэропорта в город с меня списали $2.67. Причём, как видим, аномально подешевел именно билет на поезд — второй сегмент поездки.
Видно, что скидка составила те самые $2. Чертовски выгодно!
Пауза в поездке
Кстати, ещё один лайфхак похожего толка. Любую поездку в транспорте Сиднея можно прервать на 60 минут.
Да, можно выйти из поезда на промежуточной станции, попить кофе и поехать дальше на следующем поезде. Или выйти из автобуса, прогуляться по парку, а потом сесть в автобус с тем же номером. Цена не поменяется. Разумеется, карту надо прикладывать и на входе, и на выходе: это вполне официальная особенность.
Weekly Reward
Ещё одна клёвая фишка, которая появилась недавно.
После восьми оплаченных поездок за календарную неделю следующие поездки на этой неделе будут в два раза дешевле.
Но и скидка при пересадке уменьшится с $2 до $1, что логично. Кажется, недельная франшиза в $50 при таких условиях окажется вообще недостижимой…
Ладно, ложка дёгтя в транспорте Сиднея всё же есть
Франшизы и еженедельные вознаграждения не распространяются на сбор в аэропорту. То есть, даже если откатать $2.80 в воскресенье, и потом поехать в аэропорт — то всё равно сверху спишут $14 сбора. И нет, не $7 после 8 поездок за неделю: на сбор не действует скидка Weekly Reward.
Тарифы на разных видах транспорта Сиднея
Карта Opal работает на всех видах транспорта Сиднея. А именно, на метро, городских поездах, трамваях, автобусах и паромах. В общем случае, пересадка с одного вида транспорта на другой считается отдельной поездкой: билетов на время вроде нашего «90 минут» в Сиднее нет. Однако, как я уже писал, при пересадке одного вида транспорта на другой Opal даёт скидку в $2 на вторую поездку. Здесь же мы рассмотрим тарифы на раздельные поездки.
Во всех видах транспорта Сиднея тариф считается по расстоянию, но расчёт стоимости имеет свои особенности для каждого вида. Пройдёмся по ним всем и посмотрим, как эти особенности помогут нам сэкономить.
Автобус
Начнём с самого простого: с автобуса. Автобусов в Сиднее много, но ездят они недалеко, обычно, внутри одного района. Все маршруты — тут.
С тарифами же всё просто: есть три зоны, за каждую — своя цена. По карте Opal, разумеется, дешевле, чем по разовому билету.
Например, упомянутая поездка из аэропорта Сиднея (международного) до станции Mascot попадает во первую зону и стоит $2.20.
Метро/Поезд
Метро в Сиднее, в нашем понимании, пока в зачаточном состоянии: сейчас выкопали всего одну ветку от Tallawong до Chatswood. Но по городу и окрестностям проложены 9 веток городских поездов, которые выполняют функцию метро и имеют названия от T1 до Т9. Вот вам небольшая схема для общего понимания, а актуальную и полную версию всегда ищите на сайте транспорта штата Новый Южный Уэльс.
Единственная ветка метро пересекается с поездами линий T1 и T9 на станциях Epping и Chatswood. Пересадки между метро и поездами не считаются за отдельные поездки, поэтому у метро и поездов единая таблица тарифов, вот она:
Ещё одна приятная особенность, которую видно из таблицы: в метро и поездах действуют пиковые и внепиковые часы. В пиковые часы вы платите обычную цену за поездку, а во внепиковые — со скидкой 30%.
Сейчас часы-пик действуют только по будням: с 7 до 9 утра и с 16 до 18:30.
Но как тарифы, так и часы пик могут измениться, поэтому за актуальной информацией перед поездкой снова отсылаю к сайту транспорта NSW.
Ах да, станции аэропорта Сиднея находятся на ветке T8.
Трамвай
Трамвай в Сиднее тоже вот-вот появился, последнюю ветку до Circular Quay по St. George street достроили буквально месяц назад. На схеме маршрутов — это кусок от Chinatown до Circular Quay.
Некоторые улицы в центре капитально перекроили: теперь на них нет автомобилей, а только трамваи и пешеходы. В общем, трамвай — идеальное средство для передвижения по центру: ходит чаще автобусов, а остановки чаще и доступнее, чем у метро. Тарифная система у сиднейских трамваев такая же, как и у автобусов: те же зоны и те же цены в них.
По возможности, покатайтесь на трамваях в Сиднее, они прекрасны.
Паромы
А самое сладкое — напоследок. В транспортную систему Сиднея входят паромы! Все паромы стартуют от причала на Circular Quay — в сердце Сиднея. Так что любая поездка на этом виде транспорта будет с видом и на Harbour Bridge, и на Сиднейскую оперу.
Маршруты F3, F4 и F8 проходят под Harbour Bridge, а маршруты F1, F2, F4, F6 и F7 — мимо Сиднейской Оперы, но мост с них тоже прекрасно видно! Я рекомендую прокатиться на пароме F1 до Manly — это приятный сёрферский городок с прекрасным пляжем.
Паромы в Сиднее дороже остальных видов транспорта, но оно того стоит! Тем более, что для открыточных видов легко уложиться в первую зону до 9 км.
На последнюю строчку таблицы не обращайте внимания, это маршрут между городами в 150км от Сиднея, вряд ли это будет вам актуально.
OpalPay. На какой ещё транспорт Сиднея потратить кредит с Opal’a?
Если вы выбрали вариант дороги из аэропорта на автобусе и купили карту Opal в аэропорту, а короткое пребывание в Сиднее не позволяет отбить весь залог в $35, то ничего страшного: деньги всё равно не пропадут.
Картой Opal можно оплатить не только городской транспорт Сиднея. Система OpalPay позволяет расплачиваться депозитом на карте Opal и у некоторых частников в сфере транспорта. Их список есть на сайте транспортной компании Нового Южного Уэльса. Сейчас этот список таков:
Да, пока, мягко говоря, негусто. Из интересного разве что круизы по Sydney Harbour и частный паром на остров Manly. Круизы начинаются от $55, так что придётся даже докинуть денег на карту. А вот частные скоростные паромы на остров Мэнли стоят всего $9.70 — и это отличный способ избежать толп на муниципальных паромах в воскресенье, когда все катаются по $2.80 😉
Но на всякий случай, проверяйте сайт OpalPay перед поездкой — вдруг у программы появятся интересные партнёры. И пишите к комментариях, если найдёте что-то ещё: обязательно дополню!
Итог
Транспорт Сиднея не такой дорогой, как может показаться на первый взгляд. Если использовать карту Opal, избегать часов-пик и отложить далёкие и дорогие поездки на конец недели, то кататься по самому большому городу Австралии можно очень дёшево. Единственное, о чём надо позаботиться — сразу определиться со стратегией покидания аэропорта и прикинуть, способны ли вы потратить повышенный аэропортовый депозит.