Ночные поезда в Пакистане. Инструкция и рассказ о поездке в купе бизнес-класса

Ночные поезда в Пакистане. Инструкция и рассказ о поездке в купе бизнес-класса

Чтобы погрузиться в Пакистан с головой, я решил проехаться и на местном ночном поезде. Мне как раз надо было добраться из Лахора в Хайдарабад. А эти города находятся на самой оживлённой железнодорожной магистрали страны.

О том, как я подбирал поезд в Пакистане, покупал на него билеты и собственно как выглядела сама поездка – сегодняшний пост.

  • 🚂Поезд: Green Line 6DN
  • 📍Маршрут: Лахор – Хайдарабад (PK)
  • ⏱️Время в пути: 15 часов
  • 💺Класс: AC Business
  • 💵Цена: $35

Расписание пакистанских поездов. Подбор нужного поезда

Страдать придётся ещё сильно до вход на вокзал.

Конечно, у Пакистанских железных дорог есть сайт, вот он: https://www.pakrail.gov.pk. Только без местного ID он бесполезен. Даже чтобы посмотреть расписание поездов – нужна регистрация. А регистрация только с местным номером ID. Разумеется, для покупки билетов тоже нужна регистрация.

Ситуацию немного спасает их приложение PAK Railway (iOS, Android). В нём уже можно и посмотреть расписание, и даже посмотреть движение поездов онлайн. Что очень актуально с постоянными опозданиями.

Вот только даже с приложением надо страдать. Нельзя просто вбить станцию отправлению, станцию прибытия, дату и получить список поездов. Приложение устроено немного по-другому. Тут можно посмотреть только расписания станций и расписания конкретных поездов. Но подбирать поезда по маршруту оно не умеет. Надо сначала аккуратно выписать все подходящие тебе поезда по станции отправления или прибытия. Потом отфильтровать поезда по направлению движения: на юг («Down», с буквой DN номере) или на север («Up», с буквой UP в номере). И наконец в отдельном пункте приложения по очереди смотреть расписания этих поездов.

Звучит муторно, но давайте покажу на примере. Итак, я хотел добраться из Лахора в Хайдарабад за одну ночь. В 12 часов по местному времени мне уже надо быть в отеле в тишине и со стабильным интернетом. Что я делаю:

  • Для начала смотрю расписание по станции Хайдарабад. Выписываю на бумажечку номера всех поездов с приставкой "DN" (ведь я еду с севера на юг), которые приходят с 6 до 11 утра;
  • Затем иду смотреть расписания этих поездов в приложении. Смотрю, какие из них вообще проходят через Лахор. И выписываю время выхода таких поездов из Лахора;
  • Наконец, получаю массив номер поездов со временем отправлением из Лахора и временем прибытия в Хайдарабад. Теперь можно выбирать!

Таким образом, я подобрал себе поезд №6DN Green Line: он должен был приехать в Хайдарабад в 10:30 утра. А выходил из Лахора в 8 вечера, что тоже стыковалось с моими планами, хоть и впритык. На самом деле, это был единственный поезд, подходящий под мои фильтры. По совпадению, он же и самый скоростной. На поезде Green Line поездка из Лахора в Хайдарабад должна была занять 15 часов. Для сравнения, другие поезда проходили это расстояние за 18-26 часов!

Теперь, когда я определился с поездом, пора покупать билет

Как купить билет на поезд в Пакистане?

Итак, купить билет на поезд в Пакистане иностранцу можно только оффлайн. Только в кассе на территории страны. Вероятно, есть какие-то онлайн-посредники, но я к ним не прибегал. В Пакистане, в отличие от Индии, нет проблем с забитостью поездов. Можно спокойно купить билет хоть день-в-день.

В Лахоре кассы находятся в отдельной постройке чуть правее от главного здания вокзала

Кассы железнодорожного вокзала в Лахоре, Пакистан

В окошках снаружи продают билеты без мест на короткие дистанции.

Внутри здания уже находятся отдельные кассы

Кассы железнодорожного вокзала в Лахоре, Пакистан

Каждая касса ответственна за свои номера поездов. Единый кассы на всё на больших вокзалах нет. Надо аккуратно пройтись и посмотреть, в какой кассе продают билет именно на твой поезд.

Покупка билетов на поезд в Пакистане

Вот, например, касса для выбранного мною поезда Green Line (он имеет номер 5UP/6DN).

Покупка билетов на поезд в Пакистане

Словами объясняю, какой поезд и на какую дату мне нужен. И мне называют все доступные типы вагонов. Выбираю самый комфортный: AC Business. Потому что еду посреди недели и хотел бы выспаться. У меня уточняют предпочтения по месту: сверху, по центру или снизу (купе шестиместное). Выбираю нижнюю полку.

После всех уточняющих вопросов у меня попросили паспорт и 9810 PKR (~$35). Принимают только наличные!

Через пару минут выдали билет. Это просто чек на термобумаге. Мне порекомендовали разу его на всякий случай сфотографировать. А то они быстро мнутся, выцветают и теряются. Ну, я это и сделал. Вот так выглядит билет:

Билет на поезд в Пакистане

Из билета неочевидно, что же за место мне продали. Оказывается, номер места – это строчка "10/CL1". Значит она: "10-й вагон, купе C, нижнее место №1".

💡
Лайфхак! Иностранцы в Пакистане могут получить скидку в 25% на междугородние поезда. Для этого надо получить специальное гарантийное письмо в коммерческом офисе. Как я получал такое письмо в Лахоре — это отдельная история. Я писал про неё у себя в телеграм-канале. Почитайте, если вам нужная подробная инструкция как получить скидку на поезда в Пакистане для иностранцев в Лахоре. Там всё очень мутно и неочевидно. Но возможно.

На этом квест с подбором поезда и покупкой билета завершён. Теперь в путь.

Посадка

Вокзал Лахора

В назначенный день и час я практически без досмотра зашёл на главный вокзал Лахора

Вокзал Лахора

Поезд отправлялся с 1-го пути, так что мне не пришлось ходить по переходам и лестницам

Поезд, конечно же, опаздывал: минут на 40. Так что у меня было достаточно времени изучить сам вокзал Лахора.

Какая колоритная публика!

Вокзал Лахора

Вдоль перрона в здании вокзала расставлены кафешки, магазинчики, комнаты ожидания, комнаты для молитв и справочные.

Рискнули быть пить «Drinking Water» из крана на вокзале в Пакистане? 🌚

Наконец, почти час спустя назначенного времени появился поезд. Наш состав сегодня тянет дизельный локомотив серии GEU20

Поезд медленно протаскивал вагоны вдоль перрона, а из дверей прямо на ходу выпрыгивали пассажиры. Всё как в Индии.

0:00
/0:19

По мере замедления вагонов хаос на платформе рос. Всё больше людей спрыгивали из дверей на ходу. И всё больше людей, увидев свой вагон, бежали им навстречу со всей кучей багажа.

0:00
/0:10

А я искал глазами свой вагон №10. Только вот его не было. Мимо меня прокатились всего вагоны с номерами от 24 до 11. И на 11-м вагоне поезд закончился. Стресс!

К счастью, мне быстро объяснили, что сейчас прицепят ещё 10 вагонов. Так и случилось: локомотив отъехал, к началу поезда прицепили ещё 10 вагонов,

И я влетел одним из первых я влетел в вагон, чтобы показать его пустым

Ещё минут 40 поезд катался туда-сюда по платформе. Вероятно, прицепляли и отцепляли какие-то вагоны. И заправляли воду.

Наконец, с полуторачасовым опозданием мы отправляемся!

0:00
/0:27

Минут через 15 после отправления по вагону прошёл кондуктор и проверил билеты. Больше он не беспокоил.

Вагон и купе

Давайте теперь смотреть, где предстоит провести следующие 15 часов. В поезде Green Line установлены новые китайские купейные вагоны. Они до боли напоминают вагоны в иракском поезде. Вероятно, это даже одна и та же модель. Но во внутренностях купе есть различия.

Как выглядит купе бизнес-класса в пакистанском поезде

Купе начинается с двери. Как и в иракских вагонах, тут буквенная нумерация. А запирается дверь на обычную трёхгранку.

Вот так выглядит купе внутри:

Возле двери есть места для багажа. Туда без труда проходит большой рюкзак или средний чемодан. Каждая такая ниша может быть продолжением кровати. Кроме этого, места для багажа есть и под нижними полками.

Купе бизнес-класса (AC Business) в Пакистанском поезде

Посмотрим поближе на верхние полки. Тут даже есть столик между полками, как в новых купе РЖД.

Купе бизнес-класса (AC Business) в Пакистанском поезде

Ещё несколько ракурсов. Столик тут заметно больше, чем в иракском поезде.

Наконец, что касается управления. Под столом есть 4 USB-розетки, но они уже были ушатаны и не работали. Кроме этого, под столом находился регулятор громкости радио. Но и радио в принципе не работало.

А справа от двери находились выключатели света, вентилятора и кнопка вызова проводника

К слову о вентиляторе. За охлаждение в вагоне AC Business отвечают, собственно, кондиционер (AC) и вентилятор. В какой-то момент мне стало прям слишком холодно, и я выключил вентилятор. Но вот кондиционер выключить никак нельзя. Толстых одеял тут нет. Так что спать пришлось под вторым слоем одежды.

А вот с соседями повезло. Моё купе оказалось заполнено ровно наполовину. Таким образом, не пришлось раскладывать средние полки, и всю поездку было достаточно просторно.

Как выглядят общие зоны вагона в пакистанском ночном поезде

Теперь посмотрим на само вагон.

Начнём с тамбура в начале вагона, возле купе A. Тут всего за 7 баксов можно сорвать стоп-кран :)

А ещё в начале вагона находятся оба туалета в вагоне.

Один их них, который расположен перпендикулярно купе условно «европейского» типа. Выглядит брутально, знаю.

Но можно было ожидать и худшего. Всю дорогу тут было мыло, но не было туалетной бумаги. Здесь так не принято.

В самом же тамбуре, перпендикулярно купе находился ещё один, «восточный» туалет.

Вот такое состояние санузлов. На первый взгляд жутко, но ничего смертельного. Одну ночь выжить можно.

Теперь пойдём в другой тамбур. Тут у нас узкий коридор с откидными сиденьями вдоль окон.

В конце коридора есть кулер с питьевой водой. Но я не рискнул из него пить. Справа от кулера – служебное купе, там хранится постельное бельё.

Пойдём в тамбур

В тамбуре в концу вагона есть брутальный железный умывальник

И ещё одна возможность тормознуть поезд за 7 баксов

Питание в поезде Green Line

На всех крупных станциях на платформах есть кафешки с пакистанским стритфудом. Но даже если к ним не выходить, то еда тебя найдёт. Официанты из этих кафешек бегают по вагонам и предлагают заказать еду с доставкой в купе.

Практически всё время стоянки в Лахор по вагону бегали вот эти ребята:

Обратите нимание на цены. На момент публикации $1 = 280 PKR. Некоторые горячие блюда можно взять ровно за доллар. За $1.5 можно взять качественные и нажористые местные блюда вроде бирьяни. А за $2-2.5 есть и всякая европейская кухня

Я не рискнул брать у них еду, но попробовал карак-чай. Всего за 100PKR мне налили стаканчик пряной и жирной жижи. Пить можно, но на борту у Qatar Airways лучше.

Более того, в мой билет было включено питание. Всего по маршруту Исламабад – Карачи кормят 3 раза.

Поезд выезжает где-то в обед из Исламабада, и в этот момент разносят первый раунд еды. Так как я подсел в Лахор, то я его пропустил.

Зато застал ужин и завтрак

Ужин

Примерно через час после выезда из Лахора начали разносить ужин. На ужин дают вот такой лоток и упаковку йогурта с зирой. За 120 PKR можно докупить газировку из ограниченного набора.

Внутри лотка...вот. Я не знаю, как это всё называется. Своими словами, тут рис, бобовая каша, мясо с острой подливой, хлеб и шарик теста в сиропе

Ужин в пакистанском поезде Green Line

Я съел всё и мне не было плохо. Да, мясо было островатое, но не критично. Есть можно.

Завтрак

Часов в 8 утра принесли и завтрак. За 120 PKR можно было заказать кофе.

На завтрак тут дают лепёшку и омлет. Приборов уже нет. Пришлось изворачиваться есть руками.

Ужин в пакистанском поезде Green Line

Дорожный набор и постельное бельё в поезде Green Line

При проверке билетов всем пассажирам в купе выдали по набору постельного белья. Это был сероватый от застиранности набор в негерметичном пакете. Зато простынь в нём была натяжная. В одежде, в принципе, спать можно.

Утром вместе с завтраком принесли и дорожный набор. Его отдали в пакете с издевательской надписью "PAKISTAN RAILWAY. You Deserve it". В пакете находились расчёска, бритвенный набор и зубной набор

Хорошо, что этот набор есть. Но я бы предпочёл получить его вечером. Зубной набор был бы больше в тему именно перед сном

Прибытие в Хайдарабад

Между завтраком в 8 утра и прибытием поезда в 12 ничего не происходило. Красноватые пустыни возле Лахор сменились орошаемыми пейзажами Синдха.

В пути поезд то нагонял опоздание, то снова стоял в поле. В итоге, в Хайдарабад мы приехали с тем же опозданием, с которого и начинали: 1.5 часа.

Вокзал Хайдарабада (Пакистан)

На выходе я без труда поймал рикшу за 300 рупий в район гестхауза. На этом поездка была закончена.

Общие впечатления от ночного купейного поезда в Пакистане

Ну, это было не так ужасно, как звучит. Я смог поспать без последствий для здоровья: не отравился, не простудился, меня не покусали клопы.

Да, поезд вообще ни разу не фэнси. Вагоны ушатали даже быстрее, чем аналогичные вагоны в Ираке. Но кроме косметических дефектов и опоздания, у поезда не было серьёзных проблем. А некоторые аспекты сервиса вроде питания и дорожного набора даже превзошли ожидания

При этом, надо держать в уме, что я показал вам лучший поезд, лучший вагон и лучший класс в Пакистане. По другим маршрутах и в других поездах опыт наверняка окажется хуже (вот, например, мой короткий пост про обычный плацкартный вагон в Пакистане). Используйте описание этой поездки как топ-уровень ожиданий. Все остальные поезда выглядят заведомо хуже.