Ночные поезда в Пакистане. Инструкция и рассказ о поездке в купе бизнес-класса
Чтобы погрузиться в Пакистан с головой, я решил проехаться и на местном ночном поезде. Мне как раз надо было добраться из Лахора в Хайдарабад. А эти города находятся на самой оживлённой железнодорожной магистрали страны.
О том, как я подбирал поезд в Пакистане, покупал на него билеты и собственно как выглядела сама поездка – сегодняшний пост.
- 🚂Поезд: Green Line 6DN
- 📍Маршрут: Лахор – Хайдарабад (PK)
- ⏱️Время в пути: 15 часов
- 💺Класс: AC Business
- 💵Цена: $35
Расписание пакистанских поездов. Подбор нужного поезда
Страдать придётся ещё сильно до вход на вокзал.
Конечно, у Пакистанских железных дорог есть сайт, вот он: https://www.pakrail.gov.pk. Только без местного ID он бесполезен. Даже чтобы посмотреть расписание поездов – нужна регистрация. А регистрация только с местным номером ID. Разумеется, для покупки билетов тоже нужна регистрация.
Ситуацию немного спасает их приложение PAK Railway (iOS, Android). В нём уже можно и посмотреть расписание, и даже посмотреть движение поездов онлайн. Что очень актуально с постоянными опозданиями.
Вот только даже с приложением надо страдать. Нельзя просто вбить станцию отправлению, станцию прибытия, дату и получить список поездов. Приложение устроено немного по-другому. Тут можно посмотреть только расписания станций и расписания конкретных поездов. Но подбирать поезда по маршруту оно не умеет. Надо сначала аккуратно выписать все подходящие тебе поезда по станции отправления или прибытия. Потом отфильтровать поезда по направлению движения: на юг («Down», с буквой DN номере) или на север («Up», с буквой UP в номере). И наконец в отдельном пункте приложения по очереди смотреть расписания этих поездов.
Звучит муторно, но давайте покажу на примере. Итак, я хотел добраться из Лахора в Хайдарабад за одну ночь. В 12 часов по местному времени мне уже надо быть в отеле в тишине и со стабильным интернетом. Что я делаю:
- Для начала смотрю расписание по станции Хайдарабад. Выписываю на бумажечку номера всех поездов с приставкой "DN" (ведь я еду с севера на юг), которые приходят с 6 до 11 утра;
- Затем иду смотреть расписания этих поездов в приложении. Смотрю, какие из них вообще проходят через Лахор. И выписываю время выхода таких поездов из Лахора;
- Наконец, получаю массив номер поездов со временем отправлением из Лахора и временем прибытия в Хайдарабад. Теперь можно выбирать!
Таким образом, я подобрал себе поезд №6DN Green Line: он должен был приехать в Хайдарабад в 10:30 утра. А выходил из Лахора в 8 вечера, что тоже стыковалось с моими планами, хоть и впритык. На самом деле, это был единственный поезд, подходящий под мои фильтры. По совпадению, он же и самый скоростной. На поезде Green Line поездка из Лахора в Хайдарабад должна была занять 15 часов. Для сравнения, другие поезда проходили это расстояние за 18-26 часов!
Теперь, когда я определился с поездом, пора покупать билет
Как купить билет на поезд в Пакистане?
Итак, купить билет на поезд в Пакистане иностранцу можно только оффлайн. Только в кассе на территории страны. Вероятно, есть какие-то онлайн-посредники, но я к ним не прибегал. В Пакистане, в отличие от Индии, нет проблем с забитостью поездов. Можно спокойно купить билет хоть день-в-день.
В Лахоре кассы находятся в отдельной постройке чуть правее от главного здания вокзала
В окошках снаружи продают билеты без мест на короткие дистанции.
Внутри здания уже находятся отдельные кассы
Каждая касса ответственна за свои номера поездов. Единый кассы на всё на больших вокзалах нет. Надо аккуратно пройтись и посмотреть, в какой кассе продают билет именно на твой поезд.
Вот, например, касса для выбранного мною поезда Green Line (он имеет номер 5UP/6DN).
Словами объясняю, какой поезд и на какую дату мне нужен. И мне называют все доступные типы вагонов. Выбираю самый комфортный: AC Business. Потому что еду посреди недели и хотел бы выспаться. У меня уточняют предпочтения по месту: сверху, по центру или снизу (купе шестиместное). Выбираю нижнюю полку.
После всех уточняющих вопросов у меня попросили паспорт и 9810 PKR (~$35). Принимают только наличные!
Через пару минут выдали билет. Это просто чек на термобумаге. Мне порекомендовали разу его на всякий случай сфотографировать. А то они быстро мнутся, выцветают и теряются. Ну, я это и сделал. Вот так выглядит билет:
Из билета неочевидно, что же за место мне продали. Оказывается, номер места – это строчка "10/CL1". Значит она: "10-й вагон, купе C, нижнее место №1".
На этом квест с подбором поезда и покупкой билета завершён. Теперь в путь.
Посадка
В назначенный день и час я практически без досмотра зашёл на главный вокзал Лахора
Поезд отправлялся с 1-го пути, так что мне не пришлось ходить по переходам и лестницам
Поезд, конечно же, опаздывал: минут на 40. Так что у меня было достаточно времени изучить сам вокзал Лахора.
Какая колоритная публика!
Вдоль перрона в здании вокзала расставлены кафешки, магазинчики, комнаты ожидания, комнаты для молитв и справочные.
Рискнули быть пить «Drinking Water» из крана на вокзале в Пакистане? 🌚
Наконец, почти час спустя назначенного времени появился поезд. Наш состав сегодня тянет дизельный локомотив серии GEU20
Поезд медленно протаскивал вагоны вдоль перрона, а из дверей прямо на ходу выпрыгивали пассажиры. Всё как в Индии.
По мере замедления вагонов хаос на платформе рос. Всё больше людей спрыгивали из дверей на ходу. И всё больше людей, увидев свой вагон, бежали им навстречу со всей кучей багажа.
А я искал глазами свой вагон №10. Только вот его не было. Мимо меня прокатились всего вагоны с номерами от 24 до 11. И на 11-м вагоне поезд закончился. Стресс!
К счастью, мне быстро объяснили, что сейчас прицепят ещё 10 вагонов. Так и случилось: локомотив отъехал, к началу поезда прицепили ещё 10 вагонов,
И я влетел одним из первых я влетел в вагон, чтобы показать его пустым
Ещё минут 40 поезд катался туда-сюда по платформе. Вероятно, прицепляли и отцепляли какие-то вагоны. И заправляли воду.
Наконец, с полуторачасовым опозданием мы отправляемся!
Минут через 15 после отправления по вагону прошёл кондуктор и проверил билеты. Больше он не беспокоил.
Вагон и купе
Давайте теперь смотреть, где предстоит провести следующие 15 часов. В поезде Green Line установлены новые китайские купейные вагоны. Они до боли напоминают вагоны в иракском поезде. Вероятно, это даже одна и та же модель. Но во внутренностях купе есть различия.
Как выглядит купе бизнес-класса в пакистанском поезде
Купе начинается с двери. Как и в иракских вагонах, тут буквенная нумерация. А запирается дверь на обычную трёхгранку.
Вот так выглядит купе внутри:
Возле двери есть места для багажа. Туда без труда проходит большой рюкзак или средний чемодан. Каждая такая ниша может быть продолжением кровати. Кроме этого, места для багажа есть и под нижними полками.
Посмотрим поближе на верхние полки. Тут даже есть столик между полками, как в новых купе РЖД.
Ещё несколько ракурсов. Столик тут заметно больше, чем в иракском поезде.
Наконец, что касается управления. Под столом есть 4 USB-розетки, но они уже были ушатаны и не работали. Кроме этого, под столом находился регулятор громкости радио. Но и радио в принципе не работало.
А справа от двери находились выключатели света, вентилятора и кнопка вызова проводника
К слову о вентиляторе. За охлаждение в вагоне AC Business отвечают, собственно, кондиционер (AC) и вентилятор. В какой-то момент мне стало прям слишком холодно, и я выключил вентилятор. Но вот кондиционер выключить никак нельзя. Толстых одеял тут нет. Так что спать пришлось под вторым слоем одежды.
А вот с соседями повезло. Моё купе оказалось заполнено ровно наполовину. Таким образом, не пришлось раскладывать средние полки, и всю поездку было достаточно просторно.
Как выглядят общие зоны вагона в пакистанском ночном поезде
Теперь посмотрим на само вагон.
Начнём с тамбура в начале вагона, возле купе A. Тут всего за 7 баксов можно сорвать стоп-кран :)
А ещё в начале вагона находятся оба туалета в вагоне.
Один их них, который расположен перпендикулярно купе условно «европейского» типа. Выглядит брутально, знаю.
Но можно было ожидать и худшего. Всю дорогу тут было мыло, но не было туалетной бумаги. Здесь так не принято.
В самом же тамбуре, перпендикулярно купе находился ещё один, «восточный» туалет.
Вот такое состояние санузлов. На первый взгляд жутко, но ничего смертельного. Одну ночь выжить можно.
Теперь пойдём в другой тамбур. Тут у нас узкий коридор с откидными сиденьями вдоль окон.
В конце коридора есть кулер с питьевой водой. Но я не рискнул из него пить. Справа от кулера – служебное купе, там хранится постельное бельё.
Пойдём в тамбур
В тамбуре в концу вагона есть брутальный железный умывальник
И ещё одна возможность тормознуть поезд за 7 баксов
Питание в поезде Green Line
На всех крупных станциях на платформах есть кафешки с пакистанским стритфудом. Но даже если к ним не выходить, то еда тебя найдёт. Официанты из этих кафешек бегают по вагонам и предлагают заказать еду с доставкой в купе.
Практически всё время стоянки в Лахор по вагону бегали вот эти ребята:
Обратите нимание на цены. На момент публикации $1 = 280 PKR. Некоторые горячие блюда можно взять ровно за доллар. За $1.5 можно взять качественные и нажористые местные блюда вроде бирьяни. А за $2-2.5 есть и всякая европейская кухня
Я не рискнул брать у них еду, но попробовал карак-чай. Всего за 100PKR мне налили стаканчик пряной и жирной жижи. Пить можно, но на борту у Qatar Airways лучше.
Более того, в мой билет было включено питание. Всего по маршруту Исламабад – Карачи кормят 3 раза.
Поезд выезжает где-то в обед из Исламабада, и в этот момент разносят первый раунд еды. Так как я подсел в Лахор, то я его пропустил.
Зато застал ужин и завтрак
Ужин
Примерно через час после выезда из Лахора начали разносить ужин. На ужин дают вот такой лоток и упаковку йогурта с зирой. За 120 PKR можно докупить газировку из ограниченного набора.
Внутри лотка...вот. Я не знаю, как это всё называется. Своими словами, тут рис, бобовая каша, мясо с острой подливой, хлеб и шарик теста в сиропе
Я съел всё и мне не было плохо. Да, мясо было островатое, но не критично. Есть можно.
Завтрак
Часов в 8 утра принесли и завтрак. За 120 PKR можно было заказать кофе.
На завтрак тут дают лепёшку и омлет. Приборов уже нет. Пришлось изворачиваться есть руками.
Дорожный набор и постельное бельё в поезде Green Line
При проверке билетов всем пассажирам в купе выдали по набору постельного белья. Это был сероватый от застиранности набор в негерметичном пакете. Зато простынь в нём была натяжная. В одежде, в принципе, спать можно.
Утром вместе с завтраком принесли и дорожный набор. Его отдали в пакете с издевательской надписью "PAKISTAN RAILWAY. You Deserve it". В пакете находились расчёска, бритвенный набор и зубной набор
Хорошо, что этот набор есть. Но я бы предпочёл получить его вечером. Зубной набор был бы больше в тему именно перед сном
Прибытие в Хайдарабад
Между завтраком в 8 утра и прибытием поезда в 12 ничего не происходило. Красноватые пустыни возле Лахор сменились орошаемыми пейзажами Синдха.
В пути поезд то нагонял опоздание, то снова стоял в поле. В итоге, в Хайдарабад мы приехали с тем же опозданием, с которого и начинали: 1.5 часа.
На выходе я без труда поймал рикшу за 300 рупий в район гестхауза. На этом поездка была закончена.
Общие впечатления от ночного купейного поезда в Пакистане
Ну, это было не так ужасно, как звучит. Я смог поспать без последствий для здоровья: не отравился, не простудился, меня не покусали клопы.
Да, поезд вообще ни разу не фэнси. Вагоны ушатали даже быстрее, чем аналогичные вагоны в Ираке. Но кроме косметических дефектов и опоздания, у поезда не было серьёзных проблем. А некоторые аспекты сервиса вроде питания и дорожного набора даже превзошли ожидания
При этом, надо держать в уме, что я показал вам лучший поезд, лучший вагон и лучший класс в Пакистане. По другим маршрутах и в других поездах опыт наверняка окажется хуже (вот, например, мой короткий пост про обычный плацкартный вагон в Пакистане). Используйте описание этой поездки как топ-уровень ожиданий. Все остальные поезда выглядят заведомо хуже.