Как планировался маршрут в Саудовскую Аравию
За уникальным статусом Саудовской Аравии, куда я отправился этой осенью, не стоит забывать и об уникальном маршруте, который меня туда занёс. Да, это очередной пост о пошаговом планировании маршрута. Я опробовал сразу ворох новых авиакомпаний, лучший бизнес-класс мира, полетал на часовом рейсе на громадном Boeing-777 и сделал крюк в 1,5 тысячи километров, чтобы преодолеть маленький пролив. Под катом — рассказ о том, как и зачем.
Исходные данные
Чтобы понять логику всего, что я тут натворил, надо понять контекст и ограничения, которые у меня есть на момент начала построения маршрута.
Время и длительность поездки
Как вы уже знаете, Саудовская Аравия в конце сентября ВНЕЗАПНО начала выдавать туристические визы.
У меня как раз нашлось 2 свободные недели в этом году, и я был готов сорваться в путь уже хоть середине октября. Вместе с тем, хотелось захватить побольше акций, но и не сильно откладывать поездку, чтобы оставался интервал перед Новым годом.
Время на планирование
Так как поездка должна была начаться достаточно скоро, времени ждать ВСЕ распродажи у меня не было. Приходилось быстро ориентироваться в ценах и брать, чё дают. Ну или крутить головой, если дают совсем левак, но потом жалеть.
Уровень комфорта
В отличие от предыдущих своих поездок, я не планировал ставить ценовые рекорды по стоимости заброса. Я хотел свести число лоукостов и раннеутренних и ночных вылетов к минимуму, чем добиться лучшего соотношения «цена-качество». Ну и пошиковать немного, где ж ещё, как не на Аравийском полуострове!
Количество поездок
Ещё один интересный нюанс, с которым я раньше не сталкивался.
Мне очень хотелось оказаться в числе первых гостей одной из самых закрытых стран мира.
С другой стороны, практически все мои попутчики, с которыми я собирался разделить аренду авто, не были готовы сорваться так рано. Поэтому я потенциально рассматривал вариант совершить две поездки: одну разведочную в ноябре 2019 и вторую — в конце зимы 2020.
Количество попутчиков
Это фактор, который влиял бы на целесообразность аренды автомобиля внутри страны. В первую, ноябрьскую поездку со мной согласилась поехать только моя постоянная и верная попутчица Настя. Она водит, я — нет. Итого, нас всего двое, один водитель-девушка в стране, где это только недавно разрешили и адовый трафик…Короче, в этот раз без машины. Будем летать и ездить внутри страны на самолётах, автобусах и поездах. И поэтому в первой поездке сконцентрируемся на городах, а во вторую поездку уже двинем изучать нацпарки вроде Мадаин-Салеха.
Рассмотренные альтернативы
А перед тем как совершать первые бронирования, я проанализировал, какие у меня вообще есть возможности, чтобы добраться до Саудовской Аравии.
«Победа» в Дубай
Самый бюджетный и очевидный вариант. Безо всяких распродаж полёт «Победой» в Дубай на нужные мне даты стоил бы не дороже $170. Длинный переезд в автобусе (думаю, он бы стоил ещё ~$25) — и ты в Эр-Рияде.
Более того, ОАЭ — огромный авиационный хаб роскошных авиакомпаний. А по региону летают большие и комфортные самолёты даже на короткие расстояния. Смекаете? Я подумывал, что можно было бы провернуть какую-нибудь махинацию с милями и вместо слетать из Дубая/Абу-Даби в Саудовскую Аравию в бизнесе. Или даже в первом классе. Это был бы отличный продукт за мало миль.
К сожалению, предварительный мониторинг партнёров Emirates и Etihad не дал интересных результатов. А ещё они все заряжали огромные сборы. Вдобавок ко всему, меня бесит Дубай. Поэтому душа к этому варианту не лежала.
Royal Jordanian по распродажному тарифу
Параллельно с началом выдачи туристических виз в КСА, шла распродажа Royal Jordanian. Из Европы (в т.ч., из Москвы) были доступны билеты в Джидду и Эр-Рияд по 250 евро. На все даты!
Вот, казалось бы идеальный вариант. Нормальная цена за редкое направление, не надо позиционироваться, мили можно было бы сложить в oneworld, включен багаж…но что-то в нём не нравилось. Наверное, это было просто скучно для меня.
Qatar Airways из Европы в Доху за мили
Для заброса из Европы на Ближний Восток я рассматривал ещё такой экзотический, но очень лакшери способ — Qatar Airways. Дело в том, что S7 и Qatar Airways в одном альянсе oneworld, а следовательно за мили S7 можно забронировать и катарцев. Более того, рейсы Европа — Доха хоть и являются более длинными, но в милях стоят меньше, чем Россия — Доха.
Ну и вишенка на торте. По ряду европейских направлений летают широкофюзеляжные борты, оборудованные салоном Qsuite. Это — наверное, лучший способ летать на сегодняшний день (после частного самолёта и первого класса Etihad/Singapore).
А, напомню, в одну сторону это стоит 22.5 тыс. миль, всего на 2,5 миль больше, чем посредственный бизнес по Европе!
Ну и напоследок: билет в Qatar Airways за мили S7 легко бронируется онлайн, а доступность можно оценить как хорошую.
Всё это звучит здорово, но недостатки у такого варианта тоже были.
- В программе S7 можно выписать билет на Qatar Airways только билет туда-обратно. То есть, сразу надо выложить 45 тысяч миль и сборы за 2 перелёта.
- А сборы за туда-обратно из Европы составляли и от $350 до $515 (!) при маршруте Европа — Доха — Европа в зависимости от направления. И от $270 до $340 при полёте маршрутом Доха — Европа — Доха. Это много.
- И финальный штрих — дипломатический кризис в Катаре. С связи с ним из Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна больше нет прямых авиарейсов в Катар. Наземная граница с Саудовской Аравией тоже закрыта.
И паром с Бахрейном тоже. Добраться в Катар из этих стран можно только с пересадкой с Омане или Кувейте, что вкупе с офигевшими ценами внутри этого региона практически полностью рушило всю затею. Наглядная иллюстрация: зачастую поисковики показывали варианты перелёта из Эр-Рияда в Доху через Индию! Абсурд!
В общем, явного фаворита среди альтернативных способов не было.
Шаг 1. Цюрих — Франкфурт — Эр-Рияд
Начало октября, 5 недель до вылета
Размышления о возможных альтернативах прервались появлением ошибочного тарифа от Lufthansa под кодом Swiss из различных городов Швейцарии на Ближний Восток.
От 310 евро можно было улететь из различных швейцарских городов в бизнес-классе в различные города Аравийского полуострова. А минимальная цена предлагалась как раз на маршруты Цюрих — Эр-Рияд и Женева — Джидда. Все маршруты предполагались с пересадкой во Франкфурте.
Единственный подвох — это была так называемая «компаньонская распродажа». То есть, для получения минимальной цены, надо было покупать билет туда-обратно сразу на двух пассажиров в одной брони. Благо я летел не один (см. п. «Число попутчиков»), так что это не было проблемой.
Доступность ошибочного тарифа была просто прекрасной! Практически на каждый день! Однако, она быстро таяла. Реально, вот выберешь вариант, посмотришь на пересадки, он тебя устроил, и оп…он уже недоступен.
Вот, казалось бы, бери на свои даты ты эту Люфтганзу и не выпендривайся. Но если честно, мыслями я был уже в Qsuite, очень уж в тему в этой поездке. Но и такой низкий ошибочный тариф Люфтганзы тоже было бы непростительно пропустить. Что же делать? Слетать в Саудовскую Аравию дважды! А заодно минимизировать сборы
Самый главный финт ушами в этой поездке:
Мы привыкли брать билеты в одной брони для одной поездки. Но что если взять в одной брони билет «туда» для первой и «обратно» для второй поездки?
Именно так я и решил поступить сейчас: съездить в Саудовскую Аравию дважды.
Смотрите: можно забронировать билет Цюрих — Эр-Рияд — Цюрих как бы с пребыванием в Эр-Рияде на 3 месяца. Билет «туда» будет билетом «туда» в первой поездке, а билет «обратно» будет билетом обратно во второй поездке.
А во второй брони билет «туда» будет билетом «обратно» в первой поездке, а билет «обратно» — билетом туда во второй поездке.
Ничего, я сам запутался. Не стыдно перечитать последний абзац, чтобы въехать. Отлично. Продолжим.
Очевидно, первая бронь будет этим ошибочным тарифом Lufthansa.
А вот для второй брони идеально подходит Qatar Airways: вылет из Дохи позволяет на треть урезать и без того солидные сборы, да и становится возможным забронировать билет туда-обратно за мили S7. Таким образом, в каждой поездке будут разные премиум-продукты. И ни одна акция не будет упущена!
Таким образом, билет туда-обратно Люфтганзой должен был состоять как бы из двух отдельных билетов: «туда» для первой поездки и «обратно» для второй.
Как я уже говорил, доступность таяла на глазах. Оставался по адекватным по цене только вылет в среду. И в Эр-Рияд. Но может, оно и к лучшему, что в Эр-Рияд. Аэропорт Джидды катастрофически перегружен паломниками.
Первый камень заложен. Дальше действуем согласно плану.
Шаг 2. Доха — Париж
Начало октября, 4.5 недели до вылета
Да, я был твёрдо намерен добавить немного пятизвёздочной Qatar Airways в эту поездку. Осталось лишь определиться, в какой именно европейский город будет билет из Дохи и обратно.
Борты с Qsuite летают в следующие европейские города: Амстердам, Париж, Цюрих, Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Малага, Мюнхен, Франкфурт, Берлин
Помня заветы своего кибуца, я хотел максимизировать время безупречного катарского сервиса.
А это значит, что надо было бы выбрать рейс подлиннее. Под этот критерий подходили Амстердам, Лондон, Копенгаген, Стокгольм и Париж.
Но помимо этого, хотелось бы избежать ночных рейсов и рейсов ранним утром. Выпадает Амстердам, хотя на него одни из самых гуманных сборов
Так же хотелось бы иметь гибкость в плане выбора рейсов (то есть, больше одной пары рейсов в день) и собственный лаунж катарцев в европейском аэропорту. И тут снова остаются Лондон и Париж.
Ну и наконец, по визовому критерию отпал Лондон. Остался Париж.
Был у Парижа только один недостаток. Близкие к максимальным сборы. Но по мне, преимущества перевешивали разницу в размерах сборов с условным Амстердамом.
Однако, как мы помним, Qatar Airways за мили S7 можно бронировать только туда-обратно. Поэтому сразу в одной брони берём и Париж — Доха для второй поездки.
Теперь у нас есть скелет маршрута. Давайте обвешивать его плотью.
Шаг 3. Москва — Стамбул — Цюрих
Рассмотренные альтернативы
Теперь подумаем, как позиционироваться в Швейцарию под билет Lufthansa. Хоть простых путей лоукостов в те края нет, я рассматривал два неплохих варианта. «Победа» летает в Баден-Баден и Милан. И из первого, и из второго аэропорта я уже ездил в Швейцарию.
И мне гораздо больше нравился вариант через Баден-Баден. План был такой: купить у Deutsche Bahn онлайн «земельный билет» федеральной земли Баден-Вюртемберг. По одному билету могут проехать от 1 до 5 пассажиров, и чем больше пассажиров в одном билете, тем он выгоднее. Когда в него вписано 2 молодых пассажира, на одного человека он будет стоить 12 евро. По этому билету можно бесплатно уехать из аэропорта Баден-Бадена в город и сутки кататься на региональных поездах по всей федеральной земле, вплоть до границы со Швейцарией. Затем, в том же поезде проехать зайцем буквально одну станцию от последней станции в Германии до вокзала в швейцарском Базеле. Ну а там уже купить заранее saver-ticket швейцарских железных дорог из Базеля в Цюрих примерно за 6 CHF. Это должна была быть красивая поездка.
Однако, Победа просила за нужный рейс 3600 рублей. В принципе, недорого. Но добавим к этому один багаж, цену земельного билета, цену на поезд по Швейцарии, ночёвку в Швейцарии…уже как-то небюджетно выходит. Чувствовал спинным мозгом, что есть вариант получше. Но если бы Победа сбросила цену в Баден-Баден до 2000 рублей — брал бы не думая. А так — колебался.
«Туркишами» через Стамбул
Конец октября, 2 недели до вылета
И не зря колебался. Пока я долбил сайты лоукостов, azair, и Google Flights, Настя просто в лоб поискала билеты Москва — Цюрих. И самым дешёвым вариантом оказался Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле, всего 7300 рублей. Это недорого для Туркишей, которыми мы давно хотели полетать, но как-то не складывалось. Ещё одним аргументом в пользу Туркишей стала временная скидка на посещение их бизнес-зала во Внуково: тоже ещё один объект субъективного и вожделенного «хочу!».
Однако, несмотря на аномальную цену этого билета, я не стал его бронировать сломя голову. Почему-то я решил подождать. Обычно, это истории с грустным концом, но тут произошло что-то странное: Туркиши продолжали дешеветь! И вот уже за перелёт в Цюрих они хотят 6200 рублей.
Но меня в моём кибуце учили выжимать халяву до конца. Обнаружилось, что если бездействовать на сайте агента, а потом потянуть курсор к «крестику» то всплывёт форма с предложением скидки в 300 рублей. Одноразовый купон, привязанный к направлению придёт на указанный e-mail.
В итоге, цена за 2 сегмента на лучшей авиакомпании Европы упала с 7300 до 5900.
Это была выгодная сделка. Билет отправляется в наш маршрут. А сейчас заварите чаю, начинается тёмная магия.
Глава без номера: «Как я купил 30 аудиогидов по канадской глуши чтобы улететь в Оман»
Конец октября-начало ноября, 2 недели до вылета
Возможно, подписчики моего твиттера помнят этот безумный тред.
Перескажу его и тут, со бОльшими подробностями.
У национального перевозчика Бахрейна, GulfAir проходила мильная распродажа. Билет по Ближнему Востоку можно было купить всего за 3000 миль в бизнесе и за 1500 миль в экономе.
Мили GulfAir можно просто официально купить на сайте: 3000 миль обошлись бы всего в $75! Вот только одна загвоздка: чтобы покупать мили GulfAir, нужно иметь на счету уже 3000 миль. Если лететь вдвоём, то может иметь смысл как-то их добыть (даже если это будет чуть дороже официальной цены), а потом докупить ещё 3000 миль на аккаунт. Одним из таких способов была конвертация баллов отельных сетей в мили.
И тут подъехал шикарнейший способ очень дёшево купить баллы отельной сети IHG. Суть была такова: за каждое бронирование какой-нибудь экскурсии или сити-тура на специальном сайте они давали по 1000 баллов. Эти баллы были положены как за 60-долларовую частную экскурсию, так и за копеечные аудиогиды! Народ быстро раскопал аудиогид по какому-то дворцу в Бангкоке за $1,25. Но я пошёл другим путём и нашёл аудиогид по канадскому городу Калгари за $0.77.
А теперь немного математики.
Баллы IHG конвертируются в мили GulfAir в соотношении 1:5.
То есть, для получения 3000 миль понадобилось бы 15.000 баллов.
И цена за такой пакет была бы всего 15х$0,77 = $11,5! Это сильно дешевле официальной цены миль GulfAir.
Однако, баллы IHG переводятся в мили GulfAir только квантами по 10.000 баллов. Так что минимально надо было бы купить 20.000 баллов или 20 аудиогидов. Как видно, цена покупки миль в таком случае сильно ниже официальной. Поэтому я решил докупить ещё 10 гидов, чтоб наверняка. Вдруг какие-то баллы потеряются по дороге и не зачтутся автоматически, хотелось бы иметь какой-то запас. Они могли бы быть конвертированы в 6000 миль GulfAir. Однако, как мы помним, жадность фраера сгубила. Я не стал покупать баллы до посинения, хотя это было очень выгодно. Во-первых, такая странная активность аккаунта могла привести к бану, прецеденты у IHG уже были. А во-вторых, даже 30 однотипных покупок уже неплохо меня утомили.
В итоге, я купил 30 аудиогидов по Калгари, которые должны были принести мне 30.000 баллов IHG или 6.000 миль GulfAir.
А теперь расскажу, как собирался использовать эти баллы.
Итак, чтобы оказаться в Катаре мне нужно было сначала позиционироваться в Оман или Кувейт. Только у этих стран Аравийского полуострова осталось прямое авиасообщение с Катаром.
Кувейт я сразу отмёл по визовым причинам. Остаётся только Оман, у которого, на удивление, даже есть свой лоукостер SalamAir. Именно им я и планировал добираться до Дохи. А мильная распродажа GulfAir пришлась как нельзя кстати: Маскат, столица Омана, был в маршрутой сети этой авиакомпании.
Добраться же в Бахрейн из Саудовской Аравии не составляет труда. От Саудовского Даммама до Манамы, столицы Бахрейна, километров 70. И немалая часть этого пути проходит по мосту короля Фахда, эпическому инженерному сооружению, которое я был бы не прочь посетить.
Была только одна проблема: топливные сборы. GulfAir при вылете из Манамы хотел аж 54.1 BHD ($144)! Ну не, я так не играю 🙂
Давайте справляться с этим безобразием. Топливные сборы обычно варьируются в зависимости от страны вылета. Но мне железно надо В Оман, а не ИЗ него. Значит, надо шерстить варианты ХХХ — Бахрейн — Маскат. Да, в таком случае мне пришлось бы потратить на 3000 миль больше. Но они и так копеечные, $75 за пакет из 3000! Потенциально, на сборах можно было отыграть цену этих миль. Хотя бы частично.
Первый же тык пальцем в карту оказался удачным: при полётах из Саудовской Аравии сборы составляли 364 SAR ($97). Вот, уже совсем другой разговор!
В таком случае получается, что за второй сегмент в бизнесе Gulf Air я бы доплатил всего 97-144+75 = 28 долларов (за счёт разницы в сборах). Это видится мне выгодным. Вряд ли бы я ещё дешевле добрался из Джидды в Бахрейн, а тут ещё и в бизнесе! Более того, условия программы лояльности Gulf Air позволяли заложить стоповер в Бахрейне (хотя такие билеты не бронируются на сайте, пришлось бы звонить, ужас миллениала!).
В маршрутной сети GulfAir было аж 4 саудовских города, и коль уж у меня до сих пор не была выстроена логистика внутри страны, я мог выбрать любой из них.
Особенно меня привлёк вариант с вылетом из Джидды: на один из рейсов из этого города бахрейнцы ставят «Дримлайнер» с салоном Apex Suites.
Однако, затея всё же успехом не увенчалась. Нет, баллы в IHG спокойно зачлись и даже были квалификационными!
Проблема возникла на этапе конверсии баллов в программу GulfAir. В колл-центре IHG меня уверяли, что мой номер в программе GulfAir должен быть 11-значным. Но он 8-значный! Хоть убейся, нет там 11 знаков. На том конце провода этот аргумент не принимали: «Нет, сэр, система жалуется на некорректный номер. Предоставьте нам корректный». Так и не знаю, что это было: реальная ошибка или диверсия.
Ах да, ещё 2000 баллов действительно потерялись по дороге. Так что моё решение взять баллов с запасом было правильным. Тем не менее, вся эта афера стоила свеч. Теперь у меня статус Gold Elite в сети IHG и нормальное количество баллов, которые, например, помогли бюджетно, но качественно переночевать в Цюрихе и в Джидде.
Шаг 4. Бахрейн — Маскат — Доха
Начало ноября, ровно неделя до вылета
Коль уж затея с GulfAir потерпела неудачу, пришлось искать другие варианты заброса в Маскат, а затем, и в Доху.
К счастью, у Омана есть лоукостер SalamAir. Ну он был не очень-то и «лоу». Самые дешёвые их билеты стартуют от $50. А международные вообще от $60.
Спасали лишь два обстоятельства:
- SalamAir — не point-to-point перевозчик и спокойно продаваёт стыковочные билеты. Причём, что нехарактерно для лоукоста, билет X -> Y -> Z будет стоить меньше, чем X -> Y + Y -> Z.
- Каждый вторник SalamAir устраивает распродажу Tempting Tuesday. Распродажи эти стабильны и предсказуемы. Так что ни в какой другой день кроме вторника бронировать SalamAir нет смысла.
Объединив эти два обстоятельства, я добавил в маршрут билет Бахрейн — Маскат — Доха. Разумеется, в одной брони, произведённой во вторник. Это вышло в $130. Дорого! Но выбора не было. Будем считать это сбором за нестабильность региона. Но справедливости ради, это были удобные вечерние рейсы с короткой стыковкой в Маскате.
Получилась забавная ситуация: мне предстояло преодолеть 1500 километров и потратить 3 часа на перелёты, чтобы перелететь небольшой пролив. Абсурд!
Альтернативы для заброса в Доху
Конечно, прежде чем отдать $130 долларов за два полёта лоукостом по такому странному маршруту, я поизучал другие варианты.
Например, я всерьёз рассматривал такой: прилететь из Бахрейна в Дубай, а затем по земле доехать до Маската. Оттуда уже улететь в Доху на том же SalamAir. Из Бахрейна в Дубай, например, за $90 летает по «пятой свободе» Cathay Pacific. Я мог бы сложить мили в S7. Прямой перелёт их Маската в Доху во время Tempting Tuesday стоил порядка $80. Ну и автобус Дубай — Маскат вышел бы ещё в $15. В сумме, конечно, всё очень дорого, но я всерьёз рассматривал этот вариант.
Однако, у него было два фатальных недостатка.
Первый — автобусы из Дубая в Маскат не стыкуются с самолётом из Бахрейна. Надо либо ночевать в Дубае, либо ехать ночным автобусом.
Но последней каплей стало второе обстоятельство. При выезде из ОАЭ по земле надо заплатить сбор в размере 35 AED (чуть меньше $10). Вот это меня и взбесило. Вроде бы, по сравнению со всей остальной схемой, это не так уж и много. Но этот побор из воздуха стал последней каплей. От такого варианта я отказался. Да и вообще, чёт слишком сложно и тяжело стало. Проще полететь с простой пересадкой в Маскате.
Шаг 5. Эр-Рияд — Медина
6 дней до вылета
Итак, теперь у меня есть точные сроки влёта в Саудовскую Аравию и выезда из Бахрейна. Между странами есть простая наземная дорога и я всё ещё могу раскидать дни между двумя этими странами. Поэтому пора планировать переезды по региону
В Эр-Рияде я планировал задержаться на пару дней для адаптации (интересного в нём мало), а потом двинуть на запад страны: в Медину/Джидду или даже Мекку. Исходя из этого и искал в Google Flights варианты вылететь из Эр-Рияда через день после прибытия.
Google Flights — очень удобный инструмент, которым не следует пренебрегать. В чём его преимущества по сравнению с тем же Aviasales? Он международный и видит не только российских агентов. Google Flights так же подцепляет цены с сайтов международных агрегаторов вроде Orbitz и с сайтов самих авиакомпаний со всего мира. Aviasales может просто не видеть (или видеть гораздо дороже) варианты, предлагаемые Google Flights. Но и это ещё не всё. Цены на сайтах авиакомпаний могут существенно различаться для различных региональных версий. Google Flights же показывает цену «как для местных».
Конечно, в Google Flights реализована и карта дешёвых направлений. И в отличие от Aviasales, карта и поиск на Google Flights работают практически мгновенно. Это удобно, когда надо быстро перебрать несколько вариантов.
Короче, удобный инструмент. Пользуйтесь.
Самым интересным вариантом мне казался рейс SV1425 в Медину. Это был вечерний рейс в 21:00 на нацпере Саудовской Аравии — Saudia. Я считаю, что перелёт национальной авиакомпанией является частью экспириенса от страны, поэтому всегда стараюсь полетать чем-нибудь местным. Помимо того, что этот рейс был самым дешёвым (180 SAR с человека), ещё он выполнялся на А330. Люблю большие самолёты на коротких маршрутах.
Вот только рейс был какой-то призрачный. Он то появлялся на сайте «Саудии», то пропадал. И как только он снова появился, я его забронировал и добавил в маршрут.
Теперь есть от чего оттолкнуться. Продолжим заполнять время в КСА.
Шаг 6. Джидда — Эр-Рияд
4 дня до вылета
Ближе к началу поездки у меня уже сформировалось понимание того, как ездить по Саудовской Аравии. Я видел 4 основные авиакомпании, обслуживающие эту страну:
- flyNAS (скучный лоукост)
- flyadeal (очень скучный лоукост)
- Saudia (нацпер)
- SaudiGulf Airline (эстетически приятная классическая авиакомпания)
Поэтому в ожидании интересных предложений я постоянно мониторил их сайты на предмет какой-нибудь распродажи. И кто бы мог подумать, здесь впереди планеты всей снова оказалась Saudia.
У неё обнаружился промокод RIYADH, который, к слову, ещё действует. Он применяется только к рейсам В Эр-Рияд. Размер скидки не анонсируется. Тем не менее, я попробовал и был шокирован результатом.
Изначально я думал лететь в Даммам прямым рейсом из той же Джидды, но раз такой промо-код, почему бы и не полетать. Тем более, минимальная цена предлагалась на рейс, который выполняет аж огромный Boeing-777! Я уже летал на коротком рейсе на «трёх топорах», но то был двухчасовой рейс из Сочи. А тут новый рекорд — 1:10 в пути.
А дальше видно будет: из Рияда добраться в Даммам можно как самолётом, так и уехать поездом. Это решение можно отложить.
Шаг 7. Прочие внутренние переезды
Осталось два белых пятна внутри региона: транспорт из Медины в Джидду, и из Рияда в Бахрейн. Окей. Задачу «Рияд — Бахрейн» можно разбить на две подзадачи: «Рияд — Даммам» и «Даммам — Бахрейн», так гораздо дешевле.
Медина — Джидда
Изначально я планировал выбираться из Медины на юг на скоростном поезде Haramain. Однако, за месяц до моей поездки у него сгорел вокзал в Джидде. Это привело к полной остановке ЖД-сообщения между городами. Власти клялись, что через месяц поезда поедут снова, но этого так и не происходило даже спустя 2 месяца. Я до последнего дня надеялся, что чудо вот-вот произойдёт, но нет. Поезд не запущен даже на сегодняшний день.
Поэтому пришлось использовать автобус. Билет на 4-часовой переезд компанией SAPTCO был куплен на автовокзале Медины буквально за полчаса до отправления и обошёлся в 63 SAR.
Эр-Рияд — Даммам
Итак, у меня был перелёт из Джидды в Рияд, а вот вопрос переезда из Рияда в Даммам оставался открытым. Основным вариантом для меня был поезд, который идёт 3,5 часа. Билет я собирался купить на месте, чтобы иметь красивый бумажный бланк.
Однако, ближе ко дню переправы в Даммам, я обнаружил, что примерно по цене поезда можно улететь на самолёте тем же маршрутом. Вернее, чуть дороже. Но цена такси из аэропорта Рияда всё же делала выгодным именно перелёт. Вдобавок, это была авиакомпания SaudiGulf Airlines, которая вызывала у меня эстетическое удовольствие.
Поэтому в Даммам отправляемся на самолёте!
Единственное, чего я не учёл: аэропорт Даммама тоже находится очень-очень далеко от города. Такси оттуда в центр стоило дороже, чем из аэропорта Рияда. Зато аэропорт Даммама — первый встреченный мною аэропорт Саудовской Аравии, где есть автобус в город.
За солидные 21 SAR он перевозил из аэропорта в центр. Но он был!
Даммам — Манама
Ну и наконец, совсем тривиальная штука — доехать из Даммама в Бахрейн. Туда нас снова довезёт автобусная компания SAPTCO.
Через мост короля Фахда тоже есть рейсовый автобус, 5-6 раз в день. Стоит, правда, дороговато, аж 60 SAR за несчастных 70 км пути.
Но что поделать, это самый дешёвый вариант. И сам по себе мост короля Фахда — знаковая достопримечательность. Пожалуй, напишу как-нибудь в ближайшее время пост про особенности перехода границы на этом мосту.
Шаг 8. Как я выбирался из Парижа и почему это было не так-то просто
А теперь вернёмся из жаркой Саудовской Аравии в холодные реалии Европы. Здесь у нас осталось ещё одно дело.
Передо мной стояла задача: за вечер, ночь, день и ночь добраться из аэропорта Парижа до Москвы с минимальными затратами и адекватным уровнем комфорта. Это была настолько сложная задача, что я не успел её решить до вылета из Москвы и нашёл способ выбраться из Парижа уже в предпоследний день поездки, за 48 часов до возвращения домой. Так что не удивляйтесь масштабам цен, это всё были предложения last minute.
Париж и его аэропорты оказались дикой дырой. Из его лоукост-аэропорта Бове и так было не очень много подходящих мне рейсов, а если прибавлять к ним по 17 евро на позиционирование из Парижа, то это становится просто катастрофой.
Я видел лишь два варианта:
- Автобусный/железнодорожный переезд из Парижа куда-нибудь ещё
- Вылет нормальной авиакомпанией из главного аэропорта Парижа Шарль-де-Голль
Рассмотрим поближе варианты каждой группы
1. По земле из Парижа куда-нибудь ещё
Франция — страна большая. В радиусе 3 часов езды на автобусе от Парижа не было ни одного более-менее интересного аэропорта. А скоростные поезда в условный Брюссель стоили неадекватно.
А это значит, если я хочу уложиться в срок, мне надо ехать на автобусе ночью. У «Победы» было два интересных билета в Москву на следующий день: из Эйндховена и из Баден-Бадена. Оба примерно в полдень, оба стоили 3800 рублей.
Иногда я слышу такой вопрос: «Уже почти все поисковики умеют искать билет из точки А куда угодно. Но есть ли поисковик, который ищет билет в точку Б откуда угодно?» И вы знаете, нет, я такого поисковика не встречал. Не знаю, может, это технически сложнее реализовать. Поэтому для поиска билетов откуда угодно в точку Б я пользуюсь инструментами сайтов авиакомпаний, которые потенциально могут прилететь в точку Б. Например, мало кто знает, но у «Победы» такой есть. Он находится в разделе «Спецпредложения«. Здесь можно задать все города вылета, конкретный город прилёта и диапазон дат. Именно так я и нашёл Эйндховен и Баден-Баден. Пользуйтесь!
Эйндховен
Разумеется, в первую очередь я провентилировал вопрос транспорта в Эйндховен, он ближе. Фликсбус мог бы доставить меня из Парижа в Эйндховен с опасной ночной пересадкой в Брюсселе (ъуъ!). Это был катастрофически некомфортный вариант, зато дешёвый. Вся дорога обошлась бы тысяч в 6 рублей. Ладно, 6000 рублей за дорогу из Европы — это не дёшево. Но в моих ограничениях выглядело терпимо.
Баден-Баден
Вторым же вариантом был бы долгий, зато прямой ночной автобус в Страсбург прямо из аэропорта в Париже.
От Страсбурга до Баден-Бадена 60 километров, на преодоление которых у меня было бы 3 часа. По цене было так же, но чуть комфортнее. Этот вариант был предпочтительнее и я держал его в голове.
А теперь перейдём к вариантам без трешака.
2. Самолётом из Шарль-де-Голля
Практически все варианты этой группы были очень дорогими. Однако, они добавляли несравненно больше комфорта, а главное — сна перед рабочей неделей. Вот какие варианты я потенциально рассматривал.
Скайплаггинг прямого «Аэрофлота» Санкт-Петербургом
Разумеется, самое дешёвое и логичное — это прямой рейс. Однако, прямой Аэрофлот стоил 24000 рублей (!), а AirFrance и того дороже. Безобразие, я такое никогда не куплю! Но одну вещь всё же стоило попробовать.
Как вы замечали, перелёты с пересадкой обычно дешевле, чем прямые рейсы. Поэтому план был поискать какой-нибудь билет Париж — Москва — ХХХ и просто не лететь сегмент Москва — ХХХ. Это старый и известный трюк, который называется skyplagging. Классический пример скайплаггинга для перелётов в Москву — это добавить сегмент в Санкт-Петербург.
Что ж, это немного сработало, но 16.000 рублей — всё ещё очень дорого. Работаем дальше.
Пересадка в Белграде
Если отбросить в сторону прямые рейсы, то следующим в лоб найденным вариантом был АirFrance+Аэрофлот с пересадкой в Белграде. Такой вариант стоил 12.000 рублей, однако имел катастрофически неудобное время вылета и прилёта. Он подразумевал две ночи почти без сна и ещё целый день шатания по холодному Белграду. Не говоря уже о том, что даже 12.000 рублей — это очень дорого для билета из Европы в одну сторону по моим понятиям.
Однако, его стоило найти и написать о нём. Очень часто в погоне за дешёвыми сборками можно проморгать и хороший билет на классической авиакомпании. Я чуть не попался на это в случае с Цюрихом. Цена первого найденного в лоб билета позволяет нам откалибровать цену своей сборки и понять, насколько выгодной она получилась.
Lufthansa туда-обратно
И напоследок, ещё один приём, который может помочь выбраться в одну сторону.
Это тоже нелогично, но иногда билет «туда-обратно» может стоить дешевле, чем билет «туда». Потом «обратно» можно просто не лететь. Но в моём случае, это имело смысл: у меня же уже есть билет Доха — Париж — Доха, и ко второй поездке мне тоже надо оказаться в Париже. Даже если найденный билет Париж — Москва — Париж будет немного дороже калиброчовного значения в 12.000 рублей, то всё ещё будет выгодно.
Вот, смотрите пример:
И такой вариант нашёлся: в мои даты Lufthansa готова была отвезти меня по маршруту Париж — Москва — Париж в мои даты за 15.000 рублей. Дороговато, но просто. Более того, 4 лишних сегмента на Lufthansa приближали меня к какому-никакому статусу в StraAlliance, который уже был на горизонте после четырёх перелётов в бизнесе по ошибочному тарифу.
Этот вариант был моим фаворитом. Но дело близилось к чёрной пятнице, поэтому я решил подождать денёк: вдруг Lufthansa дропнет промокод на 2000 рублей на собственные рейсы, как они частенько делают.
Однако, пока я ждал промо-код, эти перелёты подорожали до 17.300 рублей. И вся «Победа» тоже подорожала. Короче, я ошибся, и все результаты мониторинга обстановки стали бесполезны. Надо искать что-то ещё
Вариант который взлетел: British Airways за мили S7
Последний день в Бахрейне, уже два дня до конца поездки
«Чувак, так у тебя были ещё мили и ты молчал! Ну так неинтересно»
Нет, видите ли, мили — это не какой-то бездонный бесплатный ресурс. Мили — очень ценная валюта, и лезть в эту заначку не хотелось до последнего. Но тут ситуация была критическая. Настолько критическая, что я даже позволил себе потратить мили на эконом
Уже в последний вечер в Бахрейне, за два дня до прибытия в Париж я обнаружил на сайте S7 мильную доступность на British Airways из Парижа в Москву через Лондон. С багажом, питанием и гарантированной стыковкой. К сожалению, доступность бизнес-класса за мили на мою дату отсутствовала. А ведь это один из лучших способов потратить мили S7! Было бы не так жаль мили. Поэтому летим в экономе. Сборы в $80 тоже не радовали, но что поделать. Это всё ещё дешевле, чем любой другой вариант.
Зато теперь я вернусь домой. На этой брони и заканчивается построение маршрута поездки в Саудовскую Аравию и Бахрейн.
Мораль
Хоть прошедшая поездка не поставила рекордов по соотношению цена/расстояние, хоть она была не так далеко, она была под завязку набита всякими трюками и ухищрениями. Думаю, гораздо полезнее прочитать про методы, которыми можно удешевить обычный билет, чем про везение при отхватываете билетов, которое случается два раза в год (если повезёт).
Надеюсь, кому-нибудь было полезно (и интересно!)